Что говорится о перепланировке в Жилищном кодексе РФ

Здравствуй, уважаемые посетители. В данной статье идёт разговор про Что говорится о перепланировке в Жилищном кодексе РФ. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Надеемся, что информация Вам пригодится

Другой комментарий к Ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет порядок проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Такие работы необходимо согласовать с органом местного самоуправления, куда надлежит представить:

заявление по форме, утвержденной Правительством РФ;

правоустанавливающие документы на жилое помещение;

проект переустройства и (или) перепланировки;

технический паспорт жилого помещения;

согласие нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи (в порядке и на условиях, обозначенных ч. 2);

заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения обозначенных работ.

Поскольку этот перечень является исчерпывающим, требование о представлении других документов неправомерно (ч. 3).

Разрешение или отказ в переустройстве (перепланировке) доводится до заявителя в установленный срок путем выдачи документа о согласовании (органом, осуществляющим согласование таких работ). На основании этого и производят работы по переустройству и (или) перепланировке.

2. Форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и форма документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 <1>. Применяя эти формы, необходимо обращать внимание на следующие их положения.
———————————
<1> СЗ РФ
. 2005. N 19. Ст. 1812.

Согласно ч. 2 и 3 комментируемой статьи перечень представляемых документов, напомним, является закрытым. Вместе с тем п. 6 перечня, содержащегося в форме заявления, предусматривает представление дополнительных документов.

Такие документы, как доверенность, выписка из устава, могли бы быть обозначены в примечании на странице 1 этой формы. Что касается перечня документов, необходимых для переустройства и (или) перепланировки, то его следует сделать «закрытым».

Пункт 3 формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, обязывает заявителя осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с соблюдением требований нормативного правового акта субъекта РФ или акта органа местного самоуправления, регламентирующего порядок проведения таких работ.

Однако ЖК относит определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений к компетенции органов государственной власти РФ (ст. 12). Субъекту РФ и органу местного самоуправления не предоставлено право устанавливать такой порядок.

3. В комментируемой статье отсутствуют следующие довольно серьезные позиции:

переустройство и перепланировка жилого помещения производятся с целью благоустройства помещения;

такие работы должны учитывать соответствующие строительные нормы и правила;

такие работы не должны нарушать права и законные интересы иных лиц, проживающих в доме (см., в частности, ст. 209 ГК РФ).

В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями переустройство и перепланировка жилого помещения могут производиться только в целях повышения благоустройства жилья.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

4. Обязательным условием обращения нанимателя (в качестве уполномоченного наймодателем) является письменное согласие всех членов его семьи на переустройство и (или) перепланировку. Таким образом, если нет согласия хотя бы одного члена семьи (в том числе и временно отсутствующего), то в переустройстве и (или) перепланировке будет отказано.

Причем если в случае отказа соответствующего органа наниматель вправе обратиться в суд, то при отказе от переустройства или перепланировки со стороны членов семьи он такой возможности не имеет.

5. Целесообразно обозначить нанимателя жилого помещения в качестве самостоятельного заявителя. Тем самым будет реализована норма ст. 678 ГК РФ, которая «адресует» содержащее в ней положение о переустройстве и реконструкции нанимателю жилого помещения и правила которой применимы к договору социального найма (ст. 672 ГК РФ).

6. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет также ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Комментарий к Статье 26 ЖК РФ

1. Переустройство и перепланировка помещений осуществляются по согласованию с органом местного самоуправления. Для сравнения напомним, что ЖК 2021 г. предусматривал осуществление этих действий с разрешения исполкома местного совета. Однако различие здесь чисто терминологическое: отсутствие согласования или отказ в нем de jure означают самовольность, противоправность произведенного переустройства или перепланировки помещений и влекут неблагоприятные последствия, о которых будет сказано ниже.

2 — 3. Выступить с инициативой проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо. Следовательно, таким правом не обладают наниматели, арендаторы и другие пользователи жилых помещений, не являющиеся собственниками, за исключением случая, когда наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма уполномочен наймодателем на представление необходимых документов.

Заявителю необходимо обратиться в орган, осуществляющий согласование, с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Форма такого заявления утверждается Правительством РФ, что должно исключить установление по этому поводу «местных» правил.

В настоящее время применяется форма заявления, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1812; N 39. Ст. 3957.

Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в ч. 2 комментируемой статьи в исчерпывающем перечне. Поэтому орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя иные, помимо указанных в этом перечне, документы.

4. На рассмотрение заявления и документов, указанных в ч. 2 ст. 26 Кодекса, императивная норма ч. 4 указанной статьи отводит строго ограниченный срок. Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно быть принято уполномоченным органом не позднее 45 календарных дней со дня представления заявителем необходимых документов.

5 — 6. В случае принятия решения о согласовании заявителю выдается подтверждающий это решение документ, который составляется по форме, определяемой Правительством РФ.

Форма указанного документа утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

Данный документ служит юридическим основанием для осуществления переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом проекта, представлявшегося заявителем на согласование.

Что указано в Жилищном кодексе о перепланировке квартиры

Что говорит жилищный кодекс про перепланировку квартиры

Общие правила

Переустройство в 2021 году может быть осуществлено на следующих ключевых основаниях:

  • перепланировка может быть осуществлена только на основании положений действующего жилищного законодательства по согласованию с представителями местного муниципалитета;
  • собственник квартиры или его официальный представитель должны, в обязательном порядке, предоставить установленный тем или иным органом пакет документации;
  • решение о согласии или отказе в осуществлении данной процедуры может приниматься только на основании предоставления заинтересованными лицами специального заявления;
  • процедура согласования может длиться не более 45 дней с момента предоставления установленных бумаг в контролирующую инспекцию;
  • организация, которая осуществляет процедуру согласования, должна в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения выдать заявителю специальное свидетельство, которое сможет подтвердить принятие соответствующего решения жилищной комиссией;
  • содержание и формулировка устанавливающих документов определяется Правительством РФ — также в статье 26 Жилищного Кодекса предусматривается документ, который является единственным основанием для осуществления перепланировки.

Стоит отметить, что контролирующая комиссия может на законных основаниях отказать заинтересованным гражданам в перепланировке жилых и нежилых помещений

Отказ может допускаться в следующих случаях:

  • если не были предоставлены документы, перечень которых устанавливается Жилищным Кодексом РФ;
  • если документация была предоставлена в ненадлежащий контролирующий орган;
  • если установленный проект перепланировки не соответствует положениям действующего законодательства.

Решение об отказе в осуществлении процедуры может быть передано в руки заявителя только в том случае, если в документе четко прописаны все основания такого решения со ссылкой на положения Гражданского и Жилищного Кодексов.

Соответствующая бумага подготавливается представителями уполномоченных органов в течение трех рабочих дней с даты принятия постановления. Решение может быть обжаловано только в высших судебных инстанциях.

Что можно и нельзя

Жилищный кодекс (ЖК) перепланировки квартиры устанавливает определенные положения, согласно котором процедура переустройства может быть осуществлена или заблокирована контролирующими инстанциями в силу объективных причин.

В первую очередь стоит рассмотреть случаи, при которых перепланировка помещения не может быть проведена на законных основаниях:

  • при сносе несущих конструкций;
  • при уменьшении общей площади комнат более чем на 25% для увеличения площади кухни и санузла;
  • при размещении санузлов над жилыми квартирами, которые располагаются этажом ниже;
  • в случае переноса вентиляционных отверстий, отопительных систем или радиаторов;
  • при непосредственном объединении жилой комнаты с кухней, в рамках которой установлено газовое оборудование;
  • при расширении общей площади лоджии за счет уменьшения жилой комнаты;
  • в случае установки на лоджии теплых полов, отапливаемых за счет центральной системы.

Что касается доступных операций, то в процессе перепланировки квартиры заинтересованное лицо может на законных основаниях сделать следующее:

  • отделить комнату от коридора для увеличения площади санузла;
  • переносить краны благодаря установке новых труб;
  • объединять кухню и жилую комнату за счет установки нового дверного проема.

Для понимания того, что можно, а что нельзя в рамках осуществления подобной операции, необходимо обращаться только к положениям актуального жилищного законодательства. Стоит отметить, что в случаях, когда перепланировка осуществляется без предварительного согласования с контролирующими органами, то узаконить процедуру можно только в судебном порядке на основании предоставления всей сопутствующей документации.

Исключения

Жилищный градостроительный кодекс перепланировки квартиры устанавливает, что собственнику помещения может быть отказано в осуществлении переустройства на следующих законных основаниях:

  • при отказе в предоставлении установленного законодательством перечня документации;
  • в случаях, если основной пакет бумаг был подан в те органы, в компетенции которых не входит рассмотрение подобных вопросов;
  • в случае, если разработанный проект перепланировки не соответствует требованиям жилищного законодательства или установленным техническим регламентам.

В пункте 2 статьи 27 Жилищного Кодекса четко прописываются обязанности муниципальных органов в рамках принятия решения об отказе. Для создания подобного постановления должны быть использованы, в обязательном порядке, ссылки на основания отказа, которые можно найти в данной статье.

Стоит отметить, что соответствующее решение об отказе в осуществлении процедуры подготавливается к выдаче на руки заявителю в течение трех рабочих дней с момента принятия постановления. Решение может быть обжаловано заинтересованном лицом только в судебных инстанциях, расположенных по месту фактического расположения помещения.

Само фактическое завершение перепланировки должно быть четко прописано в специальном акте приемочной комиссии. В рамках установленной практики такая комиссия формируется уполномоченными представителями органов местного самоуправления, которые также и принимают решение о согласование переустройства помещений.

Акт приемочной комиссии направляется контролирующими органами в организации, занимающиеся государственным учетом объектов недвижимости. На основании этого можно сделать вывод, что перепланировка будет считаться незаконной без должного согласования и при осуществлении процесса после поступления соответствующего отказа.

В результате этого акт получен не будет и органы местного самоуправления могут обязать собственника вернуть помещение к изначальному состоянию, указанному в поэтажном плане БТИ.

помощь в подборе ипотеки
бесплатно!

В соответствии с действующим жилищным законодательством РФ, перепланировка представляет собой процедуру по изменению имеющейся конфигурации комнат, которая, в свою очередь, указана в плане этажей из БТИ. Это говорит о том, что любые ремонтно-строительные работы, которые непосредственно затрагивают несущие конструкции или инженерные системы, будут считаться перепланировкой.

Для осуществления соответствующей операции заинтересованный гражданин должен получить специальное разрешение в территориальных отделениях жилищных служб. Жилищный Кодекс устанавливает, что самовольное проведение переустройства помещения без наличия всей устанавливающей документации будет преследоваться по закону. В данном случае собственник помещения будет вынужден вернуть конфигурацию к изначальному состоянию.

Нормативные акты также регламентируют факт того, что, если соответствующие работы привели к аварийной ситуации, то устранением последствий также должен заниматься непосредственный владелец квартиры.

Изменения без сноса стен

Перепланировка на законных основаниях может быть осуществлена только без сноса стен, которые являются несущими элементами конструкции помещения.

В рамках переустройства квартиры категорически запрещено осуществлять следующее:

  • Проводить любые работы ремонтно-строительного характера, которые направлены на полный демонтаж или структурное изменение несущих конструкций – для осуществления безопасной процедуры заинтересованное лицо должно обратиться к технической документации на квартиру, где четко обозначены все несущие стены.
  • Создавать дополнительную нагрузку на несущие конструкции – установка любых массивных элементов предусматривает предварительное получение специального разрешения, без которого на собственника может быть наложен штраф в размере до 4 000 рублей.
  • Использовать структурные коммуникации дома для перепланировки собственного помещения – в данных рамках чаще всего имеется ввиду использование горячей воды и центральной системы отопления. Например, для монтажа в квартире полов с подогревом необходимо обеспечить квартиру специальным оборудованием для подогрева воды.

В противном случае собственник помещения может создать дополнительную нагрузку на центральную систему коммуникаций и понизить общую температуру воды, что доставить определенные неудобства остальным жильцам в доме.

По этой же причине невозможна установка дополнительных отопительных систем на лоджиях или балконах.

Нарушать стабильную работу вентиляционных, отопительных и газовых систем – любые ремонтные работы, которые непосредственно затрагивают данные элементы, должны быть, в обязательном порядке, согласованы с контролирующими инстанциями.

Для понимания того, какая из имеющихся в квартире стен является несущей, необходимо, в первую очередь, обратиться к технической документации на помещение. В любом случае, все наружные стены будут является несущими. Также несущими являются перегородки между двумя квартирами и подъездом.

Не стоит забывать о факте того, что все несущие элементы гораздо толще обычных перегородок. На техническом плане квартиры такие стены отмечаются с помощью специальной штриховки или толстыми линиями.

В случае незаконного переустройства помещения получить консультацию о дальнейших действиях можно у сотрудников территориального отделения жилищной инспекции

Поддержка закона

Во всех регионах Российской Федерации основными нормативными документами, регламентирующими осуществление процедуры перепланировки, являются следующие:

  • действующий Жилищный Кодекс РФ;
  • специальное Постановление Правительства РФ от 28.04.2005, которое регулирует форму оформления заявления о переустройстве жилых и нежилых помещений, а также форму свидетельства, с помощью которого может быть подтверждено решение о благоприятном для заявителя исходе рассмотрения соответствующего прошения;
  • нормативные акты и документы, изданные муниципальными органами власти;
  • для города Москва действует также специальное Постановление городского Правительства, регулирующее порядок переустройства в квартирах жилого фонда именно данного города.

Стоит отметить, что в любом случае основополагающим документом для осуществления перепланировки является действующий Жилищный Кодекс Российской Федерации. В нем четко прописываются положения о переустройстве помещений в многоквартирных домах.

Жилищный Кодекс был принят на территории РФ в 2021 году. Глава 4 данного документа содержит в себе исчерпывающую информацию о перепланировке квартир. В данном разделе также указывается актуальное определение процедуры переустройства, определяются условия и порядок получения разрешений в уполномоченных инспекциях и прописываются последствия перепланировки, осуществленной в самостоятельном порядке без согласования.

Стоит отметить, что статья 28 данного Кодекса регламентирует порядок составления акта приема помещений жилищной комиссией. Данный документ подтверждает факт того, что все ремонтно-строительные работы были осуществлены в установленном законодательством порядке и без нарушений установленных норм.

Требования к нежилому помещению в документах

Нежилое помещение может быть переустроено только после предоставления собственником в контролирующие органы следующего пакета документов:

  • Заявление о перепланировке. Форма заявления является единой для каждого региона РФ. Это положение регулируется специальным Постановлением Правительства РФ от 28.04 2021 года. Стоит отметить, что форма свидетельства, подтверждающего принятие положительного решения, также устанавливается действующим жилищным законодательством.
  • Документация, которая может установить право пользования помещением. Заинтересованное лицо должно, в обязательном порядке, предоставлять оригиналы документа, а также копии, заверенные в нотариальном порядке.
  • Проект перепланировки, подготовленный в установленном порядке представителями компетентных организаций.
  • Техническая документация. Должна включать в себя паспорт и поэтажную планировку помещения.
  • Согласие всех лиц, являющихся непосредственными собственниками помещения на осуществление перепланировки.
  • Заключение органов охраны архитектурных памятников.

Скачать образец заявления на перепланировку квартиры

Данный документ должен быть предоставлен в контролирующие органы в случае, если помещение является объектом исторического или культурного наследия.

Стоит особенно отметить факт того, что перечень документов может быть дополнен, в зависимости от требований той или иной инстанции. После предоставления заявителем полного пакета уполномоченное лицо выдает специальную расписку о принятии документации в обработку.

Решение принимается в течение 40 дней. Соответствующее решение о согласовании перепланировки является единственным основанием для осуществления работ такого характера.

Что указано в Жилищном кодексе о перепланировке квартиры

Основной документ, по которому осуществляется перепланировка квартиры – ЖК РФ.

Изменения в нем были приняты в 2021 году, последняя редакция с комментариями действует с 01.01 2021 года. 

Глава 4 этого документа полностью посвящена вопросам, связанным с перепланировкой и переустройством жилых помещений.

В ст. 25 раскрываются понятия перепланировки и переустройства, а также указаны основные виды работ, соответствующие каждому из них.

Понятие перепланировки подразумевает такое изменение конфигурации жилого помещения, которое может быть связано со следующими видами работ:

  • демонтаж, перенос или возведение перегородок внутри помещения;
  • выполнение новых или перенос имеющихся дверных проемов;
  • объединение смежных квартир или разукрупнение многокомнатной квартиры;
  • устройство дополнительных кухонь или санитарных комнат;
  • увеличение жилой площади за счет подсобных помещений;
  • изменение существующих тамбуров с уменьшением или увеличением их площади.

Переустройство жилых помещений подразумевает изменения в инженерных коммуникациях, замену или перенос оборудования (газового, санитарно-технического, электрического).

Определение переустройства включает следующие работы:

  • установка электрической плиты взамен существующей газовой;
  • перенос приборов и оборудования на новое местоположение;
  • устройство новых или переоборудование имеющихся санузлов;
  • прокладка новых труб подачи воды и канализации;
  • прокладка устройств для монтажа душевой кабины, джакузи;
  • монтаж стиральных и посудомоечных машин повышенной мощности;
  • изменение конструкции полов.

И перепланировка, и переустройство требуют изменений в технической документации квартиры, для чего следует обратиться в БТИ.

Общие правила

Для перепланировки и переустройства квартиры закон определяет общие правила и требования к проведению:

  • недопустимы такие виды работ, которые ослабляют или разрушают несущие конструкции здания, приводят к ухудшению функционирования инженерных систем, нарушают внешний вид здания и его пожарную безопасность;
  • все работы могут осуществляться только в том случае, если не ухудшают условия проживания других граждан в доме или квартире;
  • действия, которые не требуют изменений в технической документации жилого помещения, не рассматриваются в качестве перепланировки или переустройства;
  • основанием для выполнения ремонта служит специальное разрешение, выданное Жилинспекцией или другим компетентным органом после рассмотрения заявления, с которым собственник обращается к ним;
  • к заявлению собственник обязан приложить документы, перечень которых определен законодательно (статья 26 ЖК РФ);
  • не все документы собственник обязан предоставлять к заявлению, некоторые из них компетентный орган может сам запросить в соответствующих инстанциях;
  • если жилое помещение находится в долевой собственности, то ст. 26 ЖК РФ указывает на необходимость получения согласия на перепланировку от всех собственников данного жилья;
  • процедура согласования перепланировки длится не более 45 дней, по истечению которых муниципальный орган должен оповестить собственника жилья о своем решении, на это отводится 3 дня.

Что можно, а что нельзя

Виды допустимых и запрещенных работ по перепланировке регулируются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

Они были утверждены Постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года (№ 170).

Порядок оформления перепланировки нежилого помещения можно посмотреть по ссылке.
Здесь определены, в первую очередь, виды запрещенных к производству работ:

  • снос несущих стен;
  • уменьшение площади комнат больше, чем на 25% для увеличения площади кухни или санузла;
  • в многоэтажном доме – расположение «мокрых» помещений квартиры (частично или полностью) над жилыми помещениями соседей снизу, или расположение жилых комнат частично или полностью под кухней или санузлом соседей сверху;
  • перенос радиаторов отопления;
  • уменьшение диаметра воздуховодных каналов;
  • объединение жилой комнаты и кухни без перегородки, если кухня оборудована газовой плитой;
  • расширение лоджии за счет жилой площади;
  • устройство «теплых» полов на лоджиях и балконах;
  • устройство «теплых» полов за счет центральной системы отопления или подачи горячей воды.

С полным перечнем недопустимых работ можно ознакомиться в указанном выше документе.

В общих словах, запрещено все, что ухудшает условия эксплуатации здания и его инженерных систем, создает дополнительную нагрузку на коммуникации, может ухудшить качество инженерного обслуживания других квартир дома.

При этом разрешено:

  • объединять кухню с газовым оборудованием и комнату посредством устройства дверного проема;
  • объединять лоджию с комнатой, демонтировав подоконный блок и установив витражные двери;
  • устраивать проемы в несущих стенах при обязательной разработке проекта на этот вид работ.

Перед началом перепланировки или переустройства можно получить консультацию у юриста по жилищному праву, у специалиста-проектировщика или в Жилинспекции по поводу допустимости конкретных видов работ.

Причины отказа в согласовании

Жилинспекция может принять решение об отказе в согласовании перепланировки.

Произойти это может только по следующим причинам:

  • недостаток каких-либо важных документов среди поданных собственником. При этом собственника уведомляют о необходимости предоставить нужный документ и только в случае невыполнения им этого действия выносится решение об отказе;
  • подача заявления о перепланировке не в тот орган государственной власти, в компетенции которого находится принятие решения по этому вопросу;
  • несоответствие проекта перепланировки требованиям законодательства.

В письменном уведомлении об отказе обязательно должно быть указано основание для вынесения этого решения.

Изменения без сноса несущих стен

Изменения в планировке без сноса капитальных стен (что вовсе не допустимо), или не затрагивающие несущие конструкции и инженерные системы могут быть согласованы без разработки проекта.

Для их выполнения достаточно предоставить эскиз, который собственник может выполнить самостоятельно. Этот вид согласования проходит по упрощенной схеме.

В 2021 году было принято решение о том, что некоторые виды работ, ранее требовавшие разрешения, могут проводиться без какого-либо согласования.

О них не нужно ставить в известность соответствующие органы. Эти изменения вступили в силу в 2021 году и действуют в текущем, 2021 году.

Так, больше не нужно согласовывать:

  • установку кондиционера;
  • монтаж посудомоечных машин;
  • установку душевых кабин и джакузи.

Завершение переустройства

Переустройство и перепланировка завершаются подписанием акта сдачи-приемки выполненных работ.

Для этого приглашается сотрудник Жилинспекции, который проверяет соответствие перепланировки представленному проекту или эскизу.

Акт о завершении работ является важным документом для оформления нового техпаспорта в БТИ.

Последствия незаконного

  • Ответственность за самовольное переустройство или перепланировку отмечена в ст. 29 ЖК. Она заключается в обязанности собственника помещения уплатить штраф.
  • Но если незаконная перепланировка привела к обрушению здания и ухудшению его технических характеристик, то может наступить даже гражданско-правовая и уголовная ответственности. Они регулируются соответствующими кодексами РФ.

Поддержка закона

Разные вопросы изменения конфигурации помещения регулируются разными нормативными актами.

Жилищный кодекс содержит лишь основные положения перепланировки и переустройства.

Другие позиции этих работ рассматриваются следующими нормативно-правовыми документами:

  • Постановление Правительства Москвы № 508-пп;
  • Гражданский кодекс РФ, ст. 290, ст. 304, 305;
  • СНиП №№ 31-01-2003, 31-06-2009, 3.03.01-87, 2.08.01-89;
  • СанПиН № 2..1.2..2645-10;
  • Постановление Госстроя РФ 27.09.2003 года № 170.

Перепланировка и переустройство могут регламентироваться и региональными актами.

Как сделать перепланировку квартиры законно? Узнайте тут.

Возможна ли перепланировка в панельном доме? Читайте далее.
Переустройство и перепланировка – не только сложные виды работ, они должны соответствовать специально разработанным нормам и требованиям, а также проводиться в соответствии с законодательными актами, главным из которых является Жилищный кодекс РФ.

Видео: «Переустройство и перепланировка квартир «

Требования к нежилому помещению

Перепланировка нежилого помещения рассматривается, главным образом, Градостроительным кодексом РФ.

Но некоторые вопросы остаются в ведении ЖК РФ, особенно если нежилое помещение находится в жилом здании.

Регламент перепланировки нежилого помещения может отличаться в разных регионах страны.

Например, в Москве обязательно выполнение техническое проекта на любые виды изменений конфигурации нежилого помещения. В других регионах иногда может быть достаточно и эскиза, если перепланировка не будет касаться несущих стен. Также в Москве требуют разрешение от автора проекта дома, если изменения затрагивают несущие конструкции.

Важно, в каком здании находится подлежащее перепланировке помещение.

От этого зависит пакет документов, который должен будет собрать собственник для получения разрешения, и орган, в который надлежит подавать заявление.

  • Если нежилое помещение расположено в жилом здании, например, многоквартирном доме, то потребуется согласование перепланировки с его балансодержателем, проект должен быть одобрен Роспотребнадзором, а заявление подается в Жилинспекцию.
  • Для помещений внутри отдельно стоящих нежилых зданий заявление подают в отдел капитального строительства.

Видео: «Как узаконить перепланировку»

Глава 4 ЖК РФ. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме

Статья 25. 

Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Статья 26. 

Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Статья 27. 

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28. 

Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме​

1. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.

2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.

Статья 29. 

Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника помещения в многоквартирном доме, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения таких помещений в прежнее состояние. Если такие помещения не будут приведены в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такие помещения подлежат продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

7. Положения частей 2 — 6 настоящей статьи не применяются в отношении помещений, расположенных в аварийном и подлежащем сносу или реконструкции многоквартирном доме.

Жилищный кодекс и перепланировка

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (актуальная редакция)

Полный текст статей главы №4 «Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме»

♦ Ст. 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме

  1. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
  2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

♦ Ст. 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

  • заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
  • технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
  • согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
  • заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:

  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
  • заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.

♦ Ст. 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

♦ Ст. 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

  1. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
  2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.

♦ Ст. 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

  • в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  • в отношении нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника помещения в многоквартирном доме, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения таких помещений в прежнее состояние.

Если такие помещения не будут приведены в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такие помещения подлежат продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Читайте также

Вы здесь

Свяжитесь с нами и получите
ответы на все свои вопросы

Жилищный кодекс РФ (от 29.12.2004 N 188-ФЗ) является основным законодательным документом, регулирующим жилищные отношения в России. Перепланировка квартир также относится к жилищным отношениям.

В Жилищном кодексе перепланировкам полностью посвящена четвертая глава, которая так и называется «Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме». Глава состоит из 5-ти статей (№25-29), регулирующих процесс осуществления и согласования перепланировок в жилых помещениях. Разберем их более подробно.

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме

В этой статье дается разъяснение, что относится к понятию перепланировка, а что – к переустройству.

Так, согласно Жилищному кодексу РФ, перепланировка помещения – это изменения в нем, достигнутые путем сноса и возведения межкомнатных перегородок, вмешательства в несущие стены и перекрытия, переделки конструкции полов.

А переустройством жилых помещений по Жилищному кодексу являются мероприятия по установке, замене и переносу сантехники, оборудования (газового, электрического и другого), а также инженерных коммуникаций.

При этом все проведенные мероприятия по перепланировке и переустройству жилья должны быть обязательно отображены в документах технического учета БТИ.
    
Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

Здесь Жилищный кодекс указывает, что перепланировка квартиры должна проводиться по закону и согласовываться с органами местного самоуправления.

Для справки: в Москве согласованием перепланировок занимается государственная жилищная инспекция, чьи представительства имеются во всех столичных округах. А в подмосковных городах перепланировки согласуют местные администрации.

Для этого собственник, пожелавший у себя дома провести перепланировку и переустройство, либо его представитель, работающий по доверенности, через МФЦ представляет в согласующий орган пакет документов:

  • Заявление о перепланировке.
  • Документы на собственность (оригинал или заверенные копии).
  • Проект переустройства и перепланировки.
  • Техпаспорт помещения, в котором будет проводиться перепланировка.

Основанием для проведения перепланировки Жилищный кодекс определяет документ, который согласующий орган (Мосжилинспекция или администрация) должен выдать в регламентные сроки после изучения предоставленных заявителем бумаг на согласование.

Этот документ называется разрешением на перепланировку и оформляется в виде распоряжения.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

В этой статье о перепланировке жилого помещения Жилищный кодекс указывает причины, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выполнении работ. Такими причинами могут быть:

  • Некомплектность документов, на основе которых согласующий орган принимает решение разрешить или отказать в перепланировке.
  • Передача документов не в согласующий орган, а какую-то другую организацию, которая не в праве принимать решения по перепланировкам.
  • Несоответствие проектной документации по оформлению и содержанию требованиям действующего законодательства.

При этом, как следует из этой статьи Жилищного кодекса, отказ должен быть обоснованным и в нем согласующий орган должен указать, какие конкретно нарушения были допущены заявителем при оформлении и подаче документов.

При этом отказ в перепланировке по Жилищному кодексу может быть обжалован собственником в судебном порядке.

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

Как говорится в этой статье, завершение перепланировки должно быть подтверждено актом приемочной комиссии после посещения ею квартиры, в которой закончился ремонт.

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

Поскольку не все собственники осведомлены о необходимости проводить согласование перепланировки в порядке, установленном законом, а кто-то эту процедуру считает никому не нужной бумажной волокитой, имеется достаточно много примеров самовольного ремонта по кардинальному изменению внутреннего устройства жилья.

Эта статья как раз для тех, кто уже провел или только решается на незаконную перепланировку. Ст.29-я Жилищного кодекса поясняет, какая перепланировка считается самовольной, и напоминает, что тот, кто проводит такой ремонт в жилом помещении, несет ответственность по всей строгости закона.

Самовольной является перепланировка, выполненная без разрешения или с нарушением утвержденного проекта.

Согласно Жилищному кодексу, помещению с незаконной перепланировкой придется возвращать доремонтный вид. При отказе это сделать в установленный срок дело передается в суд. А там может быть принято решение:

  1. О продаже недвижимости с торгов, если квартира находится в собственности. 
  2. О расторжении договора социального найма, если незаконную перепланировку проводил наниматель жилого помещения.

Согласно Жилищному кодексу, перепланировку, сделанную самовольно, можно сохранить только том случае, если она не нарушает прав и интересов других жильцов дома, то есть соответствует всем строительным и другим нормам.

В общем-то это все, что говорится в Жилищном кодексе о перепланировке жилья. О каких-то конкретных мероприятиях по перепланировкам, вроде демонтажа встроенных шкафов, устройстве совмещенного санузла и т.п., в ЖК РФ ничего не сообщается. Для этого существуют другие законодательные акты, которые ограничивают или, наоборот, разрешают те или иные ремонтно-строительные действия по перепланировке и переустройству квартир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: