Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года&nbsp

Здравствуй! В данной статье поднимается тема Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2021 года&nbsp. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь! Надеемся, что информация Вам пригодится

Сообщества

  • НЕРС
  • Форум
  • Личный кабинет
  • Новости
  • Каталог организаций
  • Рейтинг сайтов

1. Мораторий на пени и штрафы снимается

Как известно, в 2021 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.

Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2021 г. (ПП РФ от 02.04.2021 № 424).

На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.

Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:

1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2021 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),

2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:

— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2021 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,

— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2021 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).

Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.

Базы данных

  • Недвижимость России
  • Недвижимость Украины
  • Недвижимость за рубежом
  • Недвижимость Нижнего Новгорода
  • Новостройки Нижнего Новгорода
  • Новостройки Москвы
  • Недвижимость Подмосковья

При использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна

2. Не удастся передать показания счетчика с просроченной поверкой

Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).

Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).

Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2021 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2021 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:

— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.

Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.

Форум по недвижимости

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2021 № 442-ФЗ).

Новости недвижимости

Платить за ЖКХ, возможно, будем по-новому уже в 2021 году

Буквально на днях депутаты Госдумы РФ вернулись к рассмотрению законопроекта о запрете взимания комиссии при оплате услуг ЖКХ (принятого в первом чтении еще в мае 2021-го), выбрав более жесткую для банков версию, при которой уже с 1 января 2021 года от уплаты такой комиссии освобождаются все категории граждан, а не только льготники.

Осенняя, отопительная

Эта тема тесно связана с другой – о переходе (переводе) жителей МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Но ажиотаж вокруг этого вопроса, похоже угас. Процесс шел активно осенью прошлого года, но после нескольких громких конфликтов «массовая принудиловка», как говорили собственники жилья, сошла на нет.

Стали вскрываться факты «заключения поддельных договоров», люди начали жаловаться в госжилинспекцию о том, что они никаких прямых договоров не подписывали, но кто-то другой на заочном собрании за них «все решил» и расписался.

Сообщалось даже о заведении уголовных дел. Организовывали такие мероприятия в основном управляющие компании, но тоже не по своей инициативе, а была такая установка сверху, точнее пожелание, после принятия на федеральном уровне соответствующих нормативных актов – о прямых договорах собственников помещений в с РСО), чтобы убрать недобросовестных посредников – ДУКи, которые накопили большие неплатежи перед РСО, поставщиками тепла, газа, воды.

Причем долги копились как по вине управляющих компаний, ТСЖ, так и по вине самих жителей-неплательщиков, но с которых опять же ДУК должен был «вытрясать» задолженность.

Перед стартом отопительного сезона ситуация резко обострялась, и РСО взялись за рубильник, начали ставить условия. А прокуратура и, шире, окружные руководители должны были все это разруливать, чтобы обеспечить нормальное вхождение в отопительный сезон.

Вот и решили ради благих целей разрубить гордиев узел, чтобы деньги напрямую поступали на счета РСО. Но в руководстве минЖКХ тогда сразу предупреждали, что к такому переходу не готовы ни сами ресурсники, ни жители, да и в законодательстве многие моменты не прописаны.

(Хотя в ноябре 2021 года сообщалось, что с начала действия Федерального закона № 59 от 03.04.2021, предусматривающего возможность прямых расчетов собственников с ресурсоснабжающими организациями, доля МКД, принявших решение перейти на прямые договоры с Теплоэнерго, составила 58% в областном центре.)

В первую очередь переход на прямые договоры ударил по потребителю, с которого стали брать дополнительную комиссию за отдельную платежку (транзакция) и на почте, и в банках – порядка 2%. Такая комиссия включена в расходы ДУКов на «текущее обслуживание».

Лишние расходы вызвали волну возмущения у нижегородцев, и теплоснабжающей организации пришлось ставить дополнительные банкоматы или перепрограммировать существующие, чтобы люди могли вносить деньги без комиссии. Проблемой озаботились и на федеральном уровне. Но до сих пор вопрос остается не урегулирован до конца. Как было сказано выше, комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы предлагает комиссии за оплату ЖКХ для всех физлиц отменить, рассмотрев этот законопроект на заседании 20 октября.

Новая таблица поправок сохраняет содержание принятого в мае в первом чтении текста законопроекта: банки, платежные агенты и операторы почтовой связи не смогут взимать комиссии с физлиц при оплате ими услуг ЖКХ, а также пеней за неполное или несвоевременное внесение платы, говорится в сообщении Интерфакса. При этом проект распространяется на все категории граждан, а не только на тех, кто получает пенсии и субсидии, как это было в майском варианте.

Одобренные 14 октября поправки устанавливают конкретный срок вступления в силу законопроекта – 1 января 2021 года. И обязывают правительство установить единые подходы к взаимодействию между банками, платежными агентами и лицами, оказывающими услуги ЖКХ, при перечислении платы и пеней за услуги ЖКХ.

Но вопрос, как и кто, за счет чего будет банкам компенсировать те расходы, которые у них неизбежно возникают, когда банки администрируют такого рода платежи.

Управляющая компания предупреждает

Недавно на информационных ресурсах в сети появилось разъяснение одной из крупнейших управляющих компаний юга области, отвечающей за бесперебойное энергоснабжение РФЯЦ-ВНИИЭФ и других потребителей Сарова тепловой и электрической энергией, газом. В городе случаев перехода многоквартирных домов на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями не имеется, говорится в сообщении.

Понятно, что УК, по сути посредник, заинтересована в том, чтобы физические потребители оставались под ее контролем. Но вместе с тем в распространенной информации действительно есть объективные доводы в пользу внешнего управления, при условии, конечно, что обслуживающая организация добросовестно выполняет свои функции по отношению к потребителям и к поставщикам, то есть деньги перечисляет своевременно и в полном объеме. Потому что зачастую самим жителям напрямую, скажем, с тепловиками все форс-мажорные обстоятельства решить действительно бывает трудно.

Вот простой пример: семья нижегородцев около месяца сидела с почти холодными батареями в одной из комнат, потому что котельная несколько раз аварийно отключалась, затем в подвале что-то перемкнуло, и тепло не пошло в батареи, хотя в стояках температура была! Но дальше никак не хотели батареи прогреваться. По словам специалистов, из-за большого «сопротивления емкостей теплосетей в квартирах». Но как квалифицировать этот случай?

Слесарь от ДУКа все-таки пришел после настойчивых вызовов, хотя причина лежала в зоне ответственности котельной. Именно тепловикам домоуправленцы пообещали выставить претензию. Сегодня такие случаи регулируются, видимо, в ручном режиме, домоуправляющим компаниям дали указание работать по-старому, несмотря на прямые договоры.

А как будет дальше обслуживаться домовое теплохозяйство в периоды между пусками и спусками отопления, предсказать сложно.

Житель «технически» безоружен

Вот о каких проблемных вопросах при переходе на прямые договоры ЖКХ предупреждает организация «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ», которая обслуживает город ядерщиков. По мнению организации, на данном этапе к реализации этой схемы не готовы прежде всего жители, к тому же имеют место следующие принципиальные отрицательные факторы для собственников жилых помещений.

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы № АК/84598/19 от 27.09.2021 «О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг» при данной форме жители будут больше платить за коммунальные услуги, чем при существующей форме оплаты через управляющую компанию, так как на жителя ляжет оплата комиссии за расчетно-кассовые услуги (в настоящее время данную услугу оплачивает управляющая компания). В действующие тарифы предприятия не заложены затраты на оплату банковской комиссии, финансовая и правовая возможность оплачивать услуги банков по сбору платежей у предприятия отсутствует. При оплате отдельных квитанций потребителями банки взимают комиссию за обработку платежа.

(Постановление Правительства РФ № 2021 от 5 сентября 2021 года устанавливает прямой запрет на включение в состав экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности (водо-, газо-, тепло- и электроснабжение, обращение с ТКО), расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями, при внесении потребителями платы за ЖКУ. Таким образом, на федеральном уровне законодателем при утверждении тарифов расходов потребителей коммунальных услуг предусматривается запрет на оплату банковской комиссии.)

«Кроме того, при переходе на прямые договоры каждый собственник должен будет заключить как минимум пять договоров на поставку всех энергоресурсов самостоятельно», – предупреждается в сообщении. Значит, получить и оплатить столько же счетов, а при необходимости посетить эти 5 или 10 организаций. Не решен вопрос ответственности за качество коммунальных услуг в квартирах собственников. При существующей форме управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество предоставления всех коммунальных услуг непосредственно в квартирах (температура воздуха, равномерный прогрев нагревательных приборов (радиаторов), температура и давление горячей и холодной воды, функционирование системы канализации, величины напряжения электроэнергии и т. д.).

При методе прямых договоров прямого толкования в части делегирования ответственности за качество коммунальных услуг в квартирах собственников в нормативной документации в настоящее время не имеется.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утв. постановлением правительства РФ от 6 мая 2021 г. № 354) прямо указано, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, несет ответственность за нарушение качества коммунального ресурса до внешней стены многоквартирного дома.

Управляющая компания при прямых договорах выполняет роль подрядной организации, которая отвечает только за содержание сетей (не текут, прочищены), не отвечая за качество коммунальных услуг в квартирах!

Получается следующая ситуация: ресурсоснабжающие организации воду и тепло до дома подали, а кто будет отвечать за наличие воды на верхнем этаже или нормальное отопление в угловой квартире, за недогрев или перегрев в квартирах? Общее собрание собственников, совет дома или инициативный жилец? Конкретного ответа в законодательстве нет.

За что же тогда отвечает ДУК?

Соответственно, у управляющей компании пропадает стимул для осуществления мероприятий в части энергосбережения при осуществлении содержания общедомового имущества, что приведет опять-таки к повышению оплаты коммунальных услуг, особенно за отопление.

При прямых договорах в случае, если во внутридомовых инженерных системах произошло нарушение качества коммунальных услуг или перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие установленную продолжительность таких перерывов, перерасчет размера платы собственнику помещения в МКД не производится. В этом случае собственники помещений имеют право только потребовать возмещения причиненных им убытков с управляющей компании, обслуживающей внутридомовые инженерные системы. Учитывая опыт работы управляющих компаний, сделать это можно будет только в судебном порядке, что опять же потребует от собственников физических, моральных и материальных затрат.

Кроме того, житель (даже с высшим техническим образованием) не способен профессионально контролировать качество содержания общедомового имущества в части теплоснабжения, электроснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, строительно-монтажных и других работ текущего и капитального характера по всем элементам жилого дома.

Более того, собственник помещения не может определить, насколько энергоэффективно осуществляется потребление общедомовых коммунальных ресурсов и понятия не имеет о регулировке инженерных систем жилого дома.

Нормативная документация не отражает четкого видения следующего вопроса: кто из собственников при прямых договорах будет отвечать перед поставщиком за достоверность регистрации данных ежемесячного потребления энергоресурсов жилым домом, в состоянии ли они определять неисправность работы приборов и в установленные «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» сроки сообщать о неисправностях поставщикам?

И наконец, введение прямых договоров повлечет за собой увеличение штата абонентских служб ресурсоснабжающих организаций, что приведет к росту тарифов.

Отсюда вывод: на сегодня реальная заинтересованность в переходе на прямые договоры имеется только у управляющих компаний по причине снятия ответственности за задолженность собственников за потребленную коммунальную услугу и ее качество, говорится в заключении.

Отказы в оформлении компенсации ЖКХ

Компенсация за жкх в 2021 году получит новые правила, что вступят в силу с 1 января, потому граждане, которые могут растать на субсидию, должны с ними ознакомиться. Малоимущий гражданин должен собрать папку документов, подтверждающих его незащищенный социальный статус. Это же должен сделать пенсионер и ветеран. Если папка с документами будет неполной, практически гарантировано в оформлении откажут.

Также при оформлении субсидии и компенсации по жкх учитывается уровень дохода граждан. В помощи откажут, если у семьи достаточно высокий или даже средний уровень материального положения. Чтобы определить размер дохода, учитывается финансовая ситуация всех членов семьи, проживающих в квартире, за которую нужно вносить коммунальный платеж. При подсчете принимают во внимание пенсии пенсионеров и стипендии студентов. Главное, чтобы у дохода был официальный характер. Если доходы растят, материальную помощь отменят.

При оформлении компенсации учитывается наличие у человека работы. Если трудоспособный, но неработающий гражданин запрашивает компенсацию жкх, не находясь на учете в службе занятости, высока вероятность, что в получении помощи будет отказано.

Следующая причина, по которой могут отказать в оформлении компенсации по жкх – если получатель субсидии не вовремя вносит плату по тарифам. Чтобы получать компенсацию, нужно быть законопослушным гражданином. А это значит, что придется вносить плату по счетам вовремя, без просрочек, и долгов. Если долги растать, получить субсидию будет практически невозможно. Это не совсем рационально, поскольку компенсация предназначена для граждан, которые из-за своего плачевного финансового положения, не могут самостоятельно справиться с коммуналкой.

Именно момент с наличием долгов по коммуналке будет исправлен в поправках, вступающих в силу с 1 января 2021 года. Видимо власти поняли, что ходят по кругу, запрещая получить помощь малоимущим людям, пенсионерам и ветеранам, у которых есть задолженность. Малоимущий гражданин готов платить, но не может этого сделать, поскольку выплата слишком большая.

Доли допустимых расходов на оплату ЖКХ

Выплаты компенсаций жкх рассчитываются по специальной формуле. Выглядит она следующим образом: (Стандарт стоимости ЖКХ × Количество членов семьи) − (Совокупный доход семьи × Доля допустимых расходов).

Если практически все части формулы понятны и не раз уже просчитывались, то «доля допустимых расходов» не столь известная единица расчётов. Под этим понятием подразумевается отношение расходов на коммунальныеуслуги к основному доходу. Этот показатель имеет региональную основу (в каждом городе он свой) и мало в чем зависит от дохода семьи. Для примера, в таблице представлена доля допустимых расходов в нескольких городах на 2021 год.

Москва от 0% до 10%
Екатеринбург 12% или 22%
Санкт-Петербург 14%
Новосибирск 16% или 22%
Нижний Новгород 22%

Получить юридическую помощь по вопросам ЖКХ можно на нашем сайте.

Артемьев Ярослав

Судебная практика 16 лет. Специализируюсь на жилищных, семейных, трудовых спорах. Также в сфере интересов, земельное право и градостроительство.

Консультируйтесь с юристом онлайн

Задайте вопрос прямо сейчас, и его увидят сотни профессионалов со всей России. Первый ответ вы получите уже через 15 минут! Юридическая помощь предоставляется на бесплатной и платной основе.

Ответ за 15 минут

89 консультаций сегодня

98% довольных клиентов

Гарантируем конфиденциальность ваших персональных данных!

Похожие записи из категории

Нуждаетесь в юридической помощи и услугах?

Выберите удобный для вас способ:

Задать вопрос

Что изменится в компенсации ЖКХ

Компенсация расходов жкх не предоставляется гражданам, у которых есть долги по коммуналке, что указано вФЗ№ 442от28.11.2021 года. Но с первого января следующего года именно этот пункт будет пересмотрен.

Учитываются долги за три года с момента обращения за оформлением субсидии. Сотрудники органов соцзащиты обязательно проведут проверку, перед тем как дать согласие или отказ на получение компенсации за расход по коммуналке. Даже если оплата всего раз запоздала, это может послужить законным основанием для отказа.

Согласно новым правилам, наличие долга не является приговором, если вам нужна субсидия. Отказать смогут, только если есть судебный акт, который вступил в силу. А управляющие компании обычно подают в суд, только если задолженность действительно крупная. Если долг есть, но судебного акта по его взысканию – нет, отказать в начислении субсидии по выплатам нельзя.

Если имеется подтвержденная задолженность, пенсионер или малоимущий может попросить, чтобы на неё была оформлена рассрочка, оплачиваемая по относительно комфортному для себя тарифу. Выплачивая долг согласно условиям рассрочки, можно попытаться оформить компенсациюжкх снова. Есть высокая вероятность, что в таком случае субсидия будет предоставлена, и то, что долги растать уже не помешает. Подробнее ознакомиться с нюансами рассматриваемой процедуры можно в статье 160, пункте 3 Жилищного кодекса РФ.

Как оформить субсидию на оплату ЖКХ с 1 января 2021 года

Граждане РФ, желающие оформить субсидию на оплату ЖКХ с первого января следующего года, смогут не предоставлять справки о долгах за коммуналку. Со следующего года чиновники будут сами проверять эту информацию через ГИС ЖКХ. Постановление правительства РФ об этом вступило в силу с одиннадцатого августа текущего года.

Кто и как может оформить дотацию на оплату ЖКХ

Наличие долгов подтверждает суд
По старым правилам оформления соцподдержки лишь оговаривали, что у лица, подавшего заявление, не должно быть долгов по ЖКХ. Задолженность по коммуналке проверяли чиновники, если долги были, то на социальную поддержку можно было рассчитывать в том случае, если заявитель подписывал договор по погашению долгов.
По новым правилам, заявителям на субсидию самим не нужно предоставлять никаких справок. Правительство обязало чиновников прояснять это вопрос самостоятельно с помощью ГИС ЖКХ. При этом, для отказа в выплате могут стать только непогашенные долги (не более чем за 3 года), которые подтверждены судебным актом, вступившим в силу.
Также кабинет министров уточнил порядок перечисления субсидий напрямую УК (управляющей компании) или РСО (ресурсоснабжающей организации). В каждом российском регионе такой формат расчётов региональные власти могут установить своим по своим законам.Тогда государство должно заранее переводить средства на счета УК или РСО, а те, в свою очередь, начислять полученные деньги на счета получателей соцпомощи.

Кому положены субсидии на ЖКХ
Государство оказывает социальную поддержку гражданам РФ, у которых расходы на оплату ЖКХ превышают определенный порог. Этот порог определяют власти регионов. В расчёт водит лишь нормативная площадь жилья и стоимость жилищно-коммунальных услуг на конкретной территории.
Кроме россиян, право получать субсидию на оплату ЖКХ в России получили граждане Белоруссии и Киргизии, поскольку эти страны подписали с РФ соответствующие международные соглашения.

Особые моменты
Субсидия государством выплачивается, чтобы покрыть разрыв между реальными расходами гражданина на коммунальные услуги и установленным лимитом. В связи с этим размер дотации может меняться в зависимости от того, как меняется доход семьи. Например, после прибавки к пенсии размер субсидии может стать меньше.
К тому же не во всех российских регионах устанавливается одна норма платы за ЖКХ, существуют и две нормы оплаты за коммуналку — в отопительный период и неотопительный
. В зависимости от региона россияне могут получать дотации только в зимнее время. Субсидия рассчитана не на всю площадь жилья, а на её нормативную площадь. Кроме этого, соцподдержка выплачивается только на одно жильё, в которой живёт семья, и имеет там постоянную прописку.
Дотация предоставляется на полгода, а затем нужно снова подавать на неё документы.

Какие документы нужны для получения субсидии на ЖКХ
Для оформления выплаты, нужно подготовить простой пакет документов:

— паспорта всех членов семьи и св-ва о рождении на детей до 14;
— справки о доходах или их отсутствии самого заявителя и членов его семьи за последние 6 месяцев (неработающим пенсионерам не надо);
— квитанцию об оплате услуг ЖКХ за последний месяц;
— документы, которые подтверждают право пользования квартирой.

На получение субсидии пишется заявление в местную администрацию, либо в МФЦ, к которому прилагается вышеперечисленный пакет документов. На оформление выплаты чиновникам отводится десять дней с момента получения заявления гражданина. За это время они должны принять положительное или отрицательное решение о выплате дотации. Если заявитель подал документы с первого по пятнадцатое число месяца, то при положительном решении выплата будет начислена за текущий месяц. Если документы поступают после 15 числа, то субсидию выплатят за следующий месяц, пишет «Парламентская Газета».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: