Здравствуйте! В этой статье поднимается тема Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке. Если у Вас назрел вопрос, смело задавайте его! Надеемся, что информация Вам пригодится
Проблемы судебной практики по изъятию земельных участков
В любых правилах и законах, регулирующих деятельность муниципальных органов в отношении участков земли, и в деятельности собственников земли в отношении изымаемых участков существуют исключения. Лучше всего вникать в суть таких исключений на примерах. Изучите следующую информацию внимательно.
В ФЗ № 108 прописаны важные ситуации для регулирования на законном уровне:
- Уникальность формирования участков земельного массива, которые подвергаются изъятию и последующей регистрации в кадастровом учете;
- Нормы упрощенного порядка оповещения владельцев изымаемых участков земли;
- Порядок определения размера выплаты собственникам за изъятые участки земельного массива в соответствии с рыночной стоимостью участка;
- Детально расписаны правила судебного изъятия земельных наделов у собственников с указанием алгоритма обжалования таких судебных решений в апелляционных инстанциях.
Большинство других постановлений и законов содержат подобные нормы, но многие из них могут противоречить другим нормам действующего законодательства. Внимательно изучите жалобу в Конституционный суд России гражданина, оспаривавшего законность части 31 статьи 15 ФЗ «Об организации олимпийских и параолимпийских игр в Сочи в 2022 году», в которой определяется срок обращения в суд с жалобами по вопросам изъятия земельных участков в пользу государства.
Заявитель утверждает, что указанная часть статьи вышеназванного закона противоречит пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса России. Однако, в полномочия Конституционного суда России проверка соответствия нескольких федеральных законов друг другу не входит. Компетенция суда определена Конституцией РФ в статье 125 и в ФЗ «О КС РФ». Решение Конституционного суда РФ по обращению гражданина было отказать в принятии к рассмотрению жалобы.
Проблема ситуации, описанной в примере, заключается в том, что Конституционный суд России ушел от ответственности в принятии спорного решения о несоответствии специального федерального закона основополагающему федеральному закону, которым является ГК РФ.
Поймите, что подобные ситуации в несоответствии определенных норм законов уже установленным нормам ранее принятых нормативно-правовых актов не редкость. В последнее время сфера земельных отношений и урегулирования вопросов изъятия земельных участков и возведенных на них конструкций в пользу государства не регулируется в достаточной мере. Не хватает строгих норм, устанавливающих четкий регламент для конкретных сфер взаимоотношения граждан с государством, чтобы при этом не возникало конфликтов нормативных актов в содержании статей.
Некоторые депутаты Государственной Думы пытались привлечь внимание к проблеме несоответствия норм законов друг другу. Но законопроект № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» не нашел поддержки среди коллег.
Вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, рассмотренные в вышеописанном проекте закона, вызвали много протестов и обоснованной критики, впоследствии не были доработаны.
Изучите комментарии специалиста Д. Д. Сониной о двух самых значимых тенденциях развития современного законодательства в отношении вопроса изъятия земельных участков у собственников:
- Вопрос заключается в том, что при проведении процедуры изъятия земельного участка, который еще не сформирован, устанавливаются упрощенные нормы формирования участков земли, получаемых при делении территории собственника на часть, которую применяет муниципалитет под свои нужды, и часть, которая остается в собственности владельца земли. Это приводит к тому, что владелец земли заранее может рассчитать возможную сумму компенсации при изъятии его участка. Однако, такой путь развития законодательства в данной теме может привести к постепенному стиранию границ между частным земельным и публичным интересом;
- Тенденция принятия новых законов, регулирующих процесс изъятия земельных участков у собственников с продуманной системой регулирования данного вопроса в соответствии с конкретными основаниями. Суть развития такого направления законотворческой деятельности заключается в формировании единой системы осуществления изъятия земельных участков, которая направлена на обеспечения правообладателей гарантиями возмещения ущерба.
Поймите, что принятие специальных законов по вопросу изъятия земельных участков у владельцев необходимо. Однако, необходимо учитывать в первую очередь интересы собственников. Специалисты считают, что необходимо ввести понятие «государственные нужды», для которых необходимо изымать земельные участки.
Без четкого определения государственных нужд сложно регулировать все процессы, связанные с изъятием земель в пользу муниципалитетов.
Делая вывод, обратите внимание на то, что на основании пункта 5 статьи 56.8 ЗК РФ установлено, что размер выплаты при изымании участка земли у собственника или арендатора происходит на основании рыночной стоимости и разрешенного вида землепользования в отношении участка земли.
При этом ВРЗ определяется на день, предшествующий принятому решению об изъятии земельного участка у владельца. Многие вопросы в сфере регулирования отношений по вопросам изъятия земель в пользу муниципальных целей еще не урегулированы полностью.
Бесплатная консультация адвоката
Судебная практика принудительного изъятия участка у собственника
Изучите основные сложности в ходе процесса судебного изымания земельного надела у владельца, выявленные судебной практикой.
Нарушение процесса судебного изымания земельного массива у собственника в пользу государства. Например, владелец участка земли не поставлен в известность о решении суда об изъятии его территории. В таком случае требование органов или представителей исполнительной власти в отношении земельного надела не будет удовлетворено судом, а ходатайство на приобретение участка в пользу муниципалитета будет отклонено.
Изучите пример такой ситуации на основании данных судебной практики:
- Городской суд решает отказать в признании правомерности иска администрации и бюджетного предприятия на государственном обеспечении к гражданину, владеющему наделом земли, о приобретении земельного участка, принадлежащего указанному гражданину;
- Суд установил факт принятия губернатором постановления об изымании земельных наделов у владельцев путем их приобретения с целью возведения автомобильной магистрали и моста. В составленный список выкупаемых государством участков включена территория, принадлежащая гражданину, подавшему в суд;
- Суд установил факт отсутствия информации у гражданина о принятом в отношении его участка земли решении администрации, что явилось основанием для аннулирования сделки купли-продажи земельного массива. А права на земельный надел возвращены владельцу участка;
- Так как ответчик не предоставил в ходе судебного заседания доказательств того, что владелец земли был уведомлен о решении администрации, судебный орган вынес решение за нарушение порядка изъятия земли у собственника отказать в иске органам государственной власти по вопросу приобретения земли у собственника.
Если владелец участка намеренно не получает уведомления от администрации поселения о принятом решении принудительно приобрести землю собственника путем выкупа для реализации государственных целей.
Если владелец земли отказывается получать письмо из администрации многократно по месту прописки с информацией о принятом решении в отношении участка земли, то суд признает такие действия не достаточными для отказа в иске органам государственной власти по вопросу принудительного выкупа земельного надела в пользу государства.
Рассмотрите на примере описанную выше ситуацию:
- Районный суд решил удовлетворить иск администрации о процессе изымания земельного массива у собственников в пользу муниципального образования. Судебная областная коллегия по гражданским делам оставила решение суда без изменений, несмотря на то, что один из собственников утверждал, что не был уведомлен вовремя о решении администрации об изъятии его участка земли путем выкупа в пользу администрации;
- Апелляционный суд установил, что администрация муниципалитета предоставила доказательства того, что уведомления и все письменные оповещения были осуществлены вовремя и в полном объеме;
- Письменные обращения по месту проживания собственника не были получены в отделении почты и вернулись отправителю после установленного срока хранения;
- Так как в действиях администрации поселения не выявлено нарушений, апелляционный суд постановил, что действия собственника свидетельствуют о недостатке контроля над письмами и иной информацией, отправляемой на указанный собственником адрес прописки и фактического проживания, что не может служить доказательством ненадлежащего исполнения администрацией обязательств по информированию владельца об изымании участка для муниципальных нужд путем приобретения у собственника;
- Исходя из данных ЗК РФ и ФЗ «О почтовой связи» владелец земли, которая должна быть изъята в пользу государства, считается информированным с момента получения копии решения администрации в отношении участка земли, или после возврата заказного письма отправителю по истечении срока хранения письма;
- Если владелец выкупаемого участка не оставил почтовый адрес для связи, то уведомление с копией решения администрации отправляется в электронном виде на электронную почту собственника;
- Если нет вариантов отправить письмо владельцу участка, то администрация муниципалитета обнародует данные в отношении изымаемых участков земли в определенном порядке путем размещения на информационных ресурсах муниципалитета. Допустимо применять местные СМИ.
Владелец территории земли, приобретенной для нужд муниципального образования, может претендовать на возмещение материального и морального ущерба, нанесенного гражданину путем фактического лишения имущества.
Такая ситуация возможна в том случае, если решение администрации о принудительном изъятии собственности отсутствует или составлено с ошибками, является неполным. Кроме этого, допускается требовать компенсацию в случае нарушения процедуры изъятия земельного участка у собственника.
Более детально изучите ситуацию на примере:
- Гражданин обращается в суд с просьбой возместить убытки, нанесенные ему действиями администрации города в момент фактического изъятия участка под строительство автомобильной дороги без соблюдения законной процедуры изъятия;
- Суд подтвердил факт изымания участка у гражданина в пользу государства и факт передачи земли под застройку. При этом администрация не проводила установленную законом последовательность изымания путем выкупа земли. В ходе судебного разбирательства установлен факт расположения объекта дороги на территории участка гражданина;
- Суд постановил выплатить пострадавшему от действий администрации собственнику земельного участка из муниципальных средств сумму в размере рыночной стоимости земельного участка в счет покрытия убытков от незаконных действий исполнительной власти муниципального образования;
- В заключении суд признал, что нарушение порядка изъятия земельного участка у собственника для государственных целей не ограничивает права владельца на возмещение ущерба от фактического лишения собственности.
Изучите дополнительный пример подобной ситуации с нарушениями порядка изъятия земли в пользу муниципалитета:
- Суд установил, что гражданин владеет участком сельхозназначения для ведения личного подсобного хозяйства. Но часть указанного участка была использована администрацией области для прокладывания дороги областного значения;
- Суд не смог найти фактов, подтверждающих проведение установленной законом процедуры изъятия земли у собственника в пользу муниципалитета путем выкупа;
- Суд принял решение о том, что участок земли гражданина разделен на два земельных надела, один из которых уже фактически занят дорожным полотном и сопутствующими объектами инфраструктуры, не позволяющей применять землю в соответствии с разрешенным видом землепользования;
- Занятый под возведение дороги участок должен быть оценен и рыночная стоимость данной территории должна быть перечислена со счета администрации области в пользу собственника;
- Суд установил факт того, что в администрации не принималось решение на изъятие участка земли у данного собственника, что является прямым нарушением закона.
Следующая ситуация возникает в сложных взаимоотношениях пользователя земельного участка, принадлежащего государству, у которого данный участок земли изымается в пользу муниципальных нужд по решению администрации поселения.
На возмещение могут рассчитывать пользователи земли, которые владеют участком на основании пожизненного наследуемого владения территорией, пожизненного пользования землей, на основании бессрочной аренды и безвозмездного применения ресурсов на указанной территории земельного надела.
Рассмотрите следующую ситуацию:
- Юридическое лицо обращается в суд с требованием возместить ущерб, нанесенный действиями администрации по фактическому изъятию земли под возведение участка дороги общественного пользования. При этом участок земли юридическое лицо арендовало на бессрочной основе;
- На основании положений Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ суд принял решение о праве пользователя землей на получение возмещения, так как выкуп земли предусмотрен не только у собственника, но и у владельца земли;
- Правообладатель земельного участка может рассчитывать на получение компенсации за фактическое изъятие земли, находящейся в длительной аренде;
- Суд постановил, что изъятие земельного участка, принадлежащего государственным структурам, должно проходить на возмездной основе при оформлении изъятия земли в пользу муниципалитета у арендатора или временного пользователя участком земли;
- Суд установил, что часть территории земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию, применена для возведения инфраструктуры автомобильной трассы, а возмещение убытков владельцу не планировалось со стороны администрации поселения. Соответственно, суд признал требования пользователя земли правомерными и присудил выплату из бюджета поселения в размере рыночной стоимости земли с расположенной на ней автомобильной дорогой;
- С 01.04.15 на основании ГК РФ и ЗК РФ существуют конкретные обстоятельства, которые являются причинами прекращения прав в отношении участка земли для:
- Владельцев наделов;
- Владельцев земли на бессрочной основе и аналогичных пользователей земли;
- Собственников земельных участков, которые владеют им на основании пожизненного наследуемого владения;
- Владельцев участков земли на основании безвозмездного пользования природными ресурсами в пределах территории участка;
- Граждан, заключивших договор аренды территории;
- На основании статьи 56.8 Земельного кодекса России при изымании земли в пользу муниципальных образований устанавливается возмещение ущерба в размере определенной суммы денежных средств, которая зависит от рыночной оценки стоимости участка, приобретаемого у владельца.
Сложный момент в судебных тяжбах связан с формированием размера возмещения при изымании участка в пользу муниципалитета на основании рыночной оценки стоимости земельного надела:
- Коллегия ВС РФ отменила решение апелляционной судебной инстанции по делу возмещения ущерба гражданину, нанесенного изъятием земельного участка под строительство дорожной развязки;
- Суд подтвердил факт того, что решение об изъятии территории под дорогу было принято в сентябре 2022 года, а стоимость выкупа (возмещения собственнику участка) определена путем формирования распоряжения областной администрации от декабря 2022 на основании текущей рыночной стоимости земельного надела;
- Суд вынес решение о фиксировании размера компенсации на момент разрешения конфликта в 2022 году;
- Апелляционный суд, применяя статью 57 ЗК РФ, определил, что цена за приобретаемые участки земли в пользу муниципалитета должна формироваться на основании рыночной оценки стоимости участков на день вынесения администрацией решения о принудительном приобретении участков земли для государственных целей и задач. Значит, рыночная стоимость компенсации должна определяться в реалиях 2022 года.
Судебная практика определения выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию
Прежде чем начать процесс определения стоимости возмещения за изъятый участок в пользу муниципалитета, необходимо определить вид разрешенного землепользования до момента начала процедуры изъятия земли. Стоимость земель различного целевого назначения разная, поэтому определяется размер компенсации или размер выкупа в каждом случае индивидуально.
Проблема судов состояла в том, что после начала процедуры изъятия земельного надела принудительно в пользу государства у собственника, могли быть внести изменения в кадастровый реестр в отношении категории земли и разрешенного вида землепользования с момента регистрации решения муниципалитета об изъятии земельного участка. Изменения могли вноситься с целью подготовки земельных участков для дальнейшего применения в муниципальных или государственных целях.
Решения судов опирались на данные о видах разрешенного землепользования, которые были присвоены участкам земли до момента начала процедуры изъятия в пользу государственных структур.
Суды учитывают тот факт, что владельцы участков земли могут рассчитывать на возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков в пользу государства, на основаниях и условиях, которые никак не связаны с процедурой изъятия.
Для более наглядного примера рассмотрите следующую ситуацию:
- Администрация поселения подает в суд иск о принудительном изъятии участков земли и жилого дома путем выкупа у граждан, являющихся собственниками изымаемых объектов. При этом ответчики возражали против определенных администрацией сумм выкупа, требовали произвести переоценку сумм выкупа земельного участка на основании градостроительного регламента. Так как спорный участок располагается на стыке зоны многофункционального применения земельного участка и зоны общественно-деловой застройки;
- Суд первой инстанции и апелляционный суд решили определить размер выкупа в соответствии с видом разрешенного использования земли, присвоенным участку до принятия решения об изъятии участка земли в пользу государства. То есть на основании расценок земельного участка для ИЖС;
- Если собственник земли после уведомления о решении изъять участок земли в пользу муниципалитета предпринимал действия по изменению вида разрешенного землепользования и требовал выплату в соответствии с присвоенным ВРЗ, то суды принимали решение на основании данных о ВРЗ на день, предшествующий принятию решения администрацией об изъятии участков земли у собственников;
- Выкуп земли формировался из расчета рыночной стоимости земли на основании вида разрешенного землепользования, установленного до регистрации решения об изъятии земли в пользу муниципалитета.
Для понимания ситуации изучите следующий пример:
- Гражданин получил выкупную сумму за изъятый участок в соответствии с видом разрешенного землепользования для индивидуального жилого строительства;
- Суд выяснил, что на день, предшествующий принятию решения об изъятии участок земли в пользу муниципалитета главой администрации поселения, ВРЗ определялся для садоводства, позже самостоятельно изменен собственником;
- Апелляционный суд постановил отменить решение суда первой инстанции и пересчитать сумму выплаты за изъятый участок в соответствии с видом разрешенного землепользования для осуществления садоводческой деятельности.
Обратите внимание на то, если у земельного участка не определен вид разрешенного применения на момент вынесения решения об изъятии в пользу муниципалитета, то вид разрешенного землепользования присваивается в соответствии с целями, для которых производится изъятие участка земли. Размер выплаты формируется исходя из определенного вида землепользования для осуществления муниципальных задач, зафиксированных документально.
Если в документах собственника на землю не указан вид разрешенного землепользования, то применяется вид разрешенного землепользования, соответствующий реальным целям изъятия земельного участка в государственных целях или соответствующий объектам недвижимости, которые будут располагаться на изъятом участке земли. В дальнейшем данные сведения фиксируются в земельном кадастре, включая присвоенный тип допустимого применения земельного надела.
Причины внеплановой проверки земельного участка инспектором
В ходе административного обследования инспектор может обнаружить такие земельные правонарушения, как:
- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его категории земель и видом разрешенного использования;
- неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется № 101-ФЗ от 24.07.2002, по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях аренды.
Как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд
- Согласно статьи 54 ЗК РФ и подпункта 1 пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение и при условии, что нарушение не устранено.
- Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.
- Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный срок, орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.
Какой штраф за нецелевое использование земельного участка
Пунктом 2 ст. №7 ЗК РФ предусмотрено, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территорий. К примеру, если собственник земельного участка построит жилой дом, не изменив при этом разрешенное использование на ИЖС, то у него образуется состав административного правонарушения согласно пункту 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа. Для юридических лиц штраф составляет 1,5-2% кадастровой стоимости всего земельного участка, но не менее 100 тыс. руб. Для физлиц в размере 0,5-1% от кадастровой стоимости участка.
Выводы
- От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
- Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
- Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.
- Судебные иски и споры
- Индивидуальное Жилое Строительство
- Земли сельскохозяйственного назначения
Причины изъятия земельного участка для строительства
- На основании статьи 284 ГК РФ неиспользование земельного участка для строительства в течение 3-х лет влечет возникновение у арендодателя права требовать расторжения договора аренды.
- Кроме того, земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Данный факт легко установить, взглянув на спутниковые снимки местности, либо обнаружить этот факт при выезде на местность.
Неиспользование земельного участка в целях строительства в течение сроков, установленных законом, не только влечет административную ответственность по статье 8.8 КоАП РФ, но и влечет серьезные риски утраты права на земельный участок.
Причины изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения
Согласностатьи №6 ЗК РФ «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» для изъятия земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено два основания.
Ухудшение полезных свойств земельного участка
Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия установлены постановлением Правительства РФ № 612 от 22.07.2011, а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены постановлением Правительства РФ № 736 от 19.07.2012.
Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев:
- снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более;
- снижение кислотности в кислых почвах на 10 процентов или более;
- повышение щелочности в щелочных почвах на 10 процентов или более;
- снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более;
- снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более.
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков сельскохозяйственного назначения с нарушением требований рационального использования земли являются:
- загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
- размещение отходов производства и потребления 1-4 классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
Земельный участок не используется более 3-х лет
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в постановлении Правительства РФ № 369 от 23.04.2012.
Как могут изъять земельный участок под недостроем
В соответствии с № 171-ФЗ от 23.06.2014 для собственников объектов незавершенного строительства существуют риски утраты права собственности на данные объекты.
Если строительство объекта недвижимости на арендованном участке не завершено до истечения срока аренды, то собственник объекта незавершенного строительства вправе однократно без торгов приобрести участок в аренду на новый срок, но не более чем на 3 года. Однако данное право может быть реализовано, только если в течение 6-ти месяцев со дня истечения срока действия договора аренды, уполномоченным органом не будет заявлено требование в суд об изъятии объекта незавершенного строительства. Требование не подлежит удовлетворению, только если нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти (местного самоуправления) или лиц, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей.
В остальных случаях суд может принять решение о реализации объекта незавершенного строительства с публичных торгов. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Средства, вырученные от продажи недостроя, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
Что такое изъятие земельного участка
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд — это прекращение права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также досрочное прекращение договора аренды или договора безвозмездного пользования земельного участка по инициативе государства.
На основании чего государство изымает земли
Кроме плановых и внеплановых проверок, на основании № 234-ФЗ от 02.07.2014 в рамках земельного контроля создана форма обнаружения и фиксации правонарушения — административное обследование объектов земельных отношений. В отличии от плановых и внеплановых проверок административное обследование не требует соблюдения специальной процедуры назначения. Как указано в законе — административное обследование проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации.
Другими словами, инспектор вправе начать административное обследование вашего земельного участка в любой момент и частота проведения таких обследований не ограничена.
При этом, административное обследование не должно мешать хозяйственной деятельности собственника. При исследовании состояния земельного участка используют аэрокосмическую съемку, результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследования и другие методы.
В случае выявления по итогам административного обследования нарушений земельного законодательства, результаты такого обследования оформляются актом. Выявление правонарушений является основанием для назначения в отношении владельца полноценной внеплановой проверки с возможным последующим изъятием земельного участка.