Доброго времени суток. В сегодняшней статьей мы мы обсудим тему Статья 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Все вопросы можете сразу писать в форму обратной связи. Надеемся, что сможем решить Вашу проблему
Комментарий к статье 45 ЗК РФ
Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения по инициативе обладателя такого права возможно, в частности, в форме добровольного отказа от права на земельный участок в порядке, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий к ней); иные основания прекращения названных прав могут быть установлены законодательством.
При этом перечень оснований принудительного прекращения указанных прав определен п.2 комментируемой статьи и является закрытым.
Новая редакция комментируемой статьи, внесенная ФЗ от 7 июня 2022 года N 123-ФЗ, уточнила перечень нарушений, которые охватываются понятием «ненадлежащее использование земельного участка» и при наличии которых участок может быть изъят у владельца или пользователя. Следует отметить, что по сравнению с изъятием земельного участка у собственника, которое в соответствии с ГК РФ возможно только в двух случаях ненадлежащего использования — при грубом нарушении правил рационального использования земли и при неиспользовании более 3 лет предназначенного для сельскохозяйственного производства или строительства земельного участка, в данном случае перечень оснований изъятия шире и включает порчу земель, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В то же время в новой редакции из этого перечня исключено такое основание изъятия земельного участка, как систематическая неуплата земельного налога.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель закреплена в ст. 42 ЗК РФ. Конкретное целевое назначение каждой категории земель зафиксировано в соответствующих статьях ЗК РФ. Так, земли сельскохозяйственного назначения предназначены для нужд сельского хозяйства (ст. 77 ЗК РФ), земли населенных пунктов — для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83 ЗК РФ) и т.д.
Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей в соответствии со ст. 13 ЗК РФ, содержащей перечень таких обязательных мероприятий (см. комментарий к этой статье).
Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о грубом нарушении правил рационального использования земли, поскольку в этом случае органам земельного надзора и судам надлежит оценить, насколько к произведенным в конкретном случае нарушениям применимы такие используемые в законодательстве оценочные понятия, как «существенное снижение плодородия», «значительное ухудшение экологической обстановки».
В целях конкретизации рассматриваемых положений Правительством РФ утверждены критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований.
________________
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 года N 612 // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст.4290.
Постановление Правительства РФ от 19 июля 2022 года N 736. // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст.4290.
Установлено, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли:
— снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15% или более;
— снижение кислотности в кислых на 10% или более;
— повышение щелочности в щелочных почвах на 10% или более;
— снижение содержания подвижного фосфора на 25% или более;
— снижение содержания обменного калия на 25% или более.
Критериями значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли являются:
— загрязнение почв химическими веществами, при котором суммарный показатель содержания в почве загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные для химических веществ нормативы предельно допустимой концентрации, равен или превышает значение 30;
— размещение отходов производства и потребления 1-4-го классов опасности в пределах земельного участка на суммарной площади от 0,5 гектара и выше.
Что касается неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, о котором идет речь в настоящей статье, то на практике нередко возникает вопрос, как рассматривать частичное использование таких участков, поскольку, к сожалению, часто встречаются случаи, когда какие-то работы проводятся, то не на всей площади участка, или эти работы связаны с аграрным производством, но без обработки земли — например, осуществляется только переработка сельскохозяйственной продукции.
В этой связи постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2022 года N 369 определено, что неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определяется на основании одного из следующих признаков:
________________
СЗ РФ. 2012. N 18. Ст.2230.
— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
— на сенокосах не производится сенокошение;
— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
— на пастбищах не производится выпас скота;
— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).
Консультации и комментарии юристов по ст 45 ЗК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 45 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Комментарий к Ст. 45 ЗК РФ
1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.
Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.
В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.
Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.
2 — 3. Пунктом 2 (подп. 1 — 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.
Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.
ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца — администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее — Администрация) — на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2022 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации «Товарищество домовладельцев «Н» (далее — Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2022 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2022 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 2022 кв. м.
Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.
В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность. Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.
Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.
Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.
Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.
Доводы заявителя относительно ошибочности выводов суда отклоняются.
В деле отсутствуют доказательства того, что товарищество пользуется спорным земельным участком с нарушениями, которые в соответствии с ЗК являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Выводы суда соответствуют материалам дела. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.
С учетом изложенного суд счел, что оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Подпункты 5, 6 устанавливают возможность принудительного прекращения соответствующих прав для обеспечения определенных публичных интересов.
Навигация по записям
← Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка →
- Поиск
- Кодексы РФ
- Законы РФ
- Президент РФ
- Правительство РФ
- ВС РФ
- Нормативные акты
- Органы власти
- Статьи
- Новости
-
Федеральный закон от 15.10.2022 N 318-ФЗ
«О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток»
-
Постановление Правительства РФ от 29.05.2017 N 648 (ред. от 28.10.2022)
«О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» (вместе с «Положением о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства»)
-
Постановление Правительства РФ от 27.10.2022 N 1748
«О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях)»
-
Постановление Правительства РФ от 18.09.2013 N 821 (ред. от 13.12.2016)
«Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), при его ненадлежащем использовании»
-
Приказ Росреестра от 22.11.2017 N П/0530
«Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.01.2022 N 49639)
-
Определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2012 N 1911-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 12 и 15 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»
Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 45 ЗК РФ
Все документы >>>
Законы Российской Федерации по ЗК РФ
Все документы >>>
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ЗК РФ
Все документы >>>
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по ст. 45 ЗК РФ
Все документы >>>
Законы Российской Федерации по ст. 45 ЗК РФ
Все документы >>>
Кодексы РФ
Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 45 ЗК РФ
Все документы >>>
Популярные материалы
Для принятия положительного решения о прекращении постоянного (бессрочного) права на использование земельного участка или права пожизненного владения территориями, которые получаются гражданами в качестве наследства, важно предоставить в исполнительный орган пакет необходимых документов:
Важно запомнить, что указанный перечень документов запрашивается у заявителя только в том случае, если они отсутствуют в архивах ответственных органов государственной власти.
Также вам будут полезны следующие статьи
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- Государственный кадастровый учет земельных участков
- Организация и порядок проведения землеустройства
- Землеустройство
- Государственный мониторинг земель
- Предоставление участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам
- Прекращение и переход прав на участок в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд
- Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
- Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд
- Определение размера возмещения в связи с изъятием участков земли для государственных или муниципальных нужд
- Подготовка соглашения об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
- Решение об изъятии участков земли для государственных или муниципальных нужд
- Выявление лиц, участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд
- Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Органы, принимающие решения об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд
- Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
- Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
- Ограничение прав на землю
- Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
- Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
- Порядок безвозмездной передачи федерального участка земли в муниципальную собственность или в собственность субъекта РФ
- Условия и порядок отчуждения земельного участка
- Реквизиция земельного участка
- Конфискация земельного участка
- Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Основания прекращения сервитута
- Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
- Основания прекращения аренды земельного участка
- Основания прекращения права собственности на земельный участок
- Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ
- Обязанности лиц, использующих государственные или муниципальные земли, на основании разрешений
- Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
- Использование государственных и муниципальных земель для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций
- Использование государственных и муниципальных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута
- Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
- Порядок заключения соглашения о перераспределении земель различных форм собственности
- Случаи и основания перераспределения земельных участков различных форм собственности
- Случаи перераспределения государственных или муниципальных земель между собой
- Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка из государственных и муниципальных земель
- Лица, заключающие соглашение об установлении сервитута
- Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель
- Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
- Аукцион по продаже участка из государственных и муниципальных земель в электронной форме
- Договор аренды участка из государственных или муниципальных земель
- Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель
- Обмен участка из государственных или муниципальных земель на частный участок
- Предоставление участка из государственных и муниципальных земель, на котором расположены здание, сооружение
- Особенности предоставления участков из государственных или муниципальных земель гражданам в собственность бесплатно
- Предоставление участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
- Предварительное согласование предоставления земельного участка
- Порядок предоставления участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов
- Проведение аукциона по продаже участка из земель государственной или муниципальной собственности
- Организация аукциона по продаже участков из государственных или муниципальных земель
- Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в безвозмездное пользование
- Предоставление участка из государственных или муниципальных земель в постоянное пользование
- Размер арендной платы за землю, находящуюся в государственной или муниципальной собственности
- Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду
- Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно
- Продажа участков из государственных или муниципальных земель на торгах и без проведения торгов
- Органы власти, уполномоченные на предоставление земельных участков
- Возникновение прав на участки, предоставляемые из государственных или муниципальных земель
- Особенности купли-продажи земельных участков
- Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание
- Ограничение оборотоспособности земельного участка
- Документы, подтверждающие право на земельный участок
- Основания возникновения прав на землю
- Безвозмездное пользование земельным участком
- Земельный сервитут
- Аренда земельного участка
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Помимо случаев добровольного отказа от использования земли на постоянной основе или же в случае наследуемого владения, могут возникнуть серьезные основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:
В случае возникновения оснований, предусмотренных законом, прекращается право использования земель не только у физических лиц и частных владельцев, но и у всевозможных организаций, а именно:
Решением подобных вопросов занимаются государственные исполнительные органы или учреждения муниципального самоуправления. После обработки документации государственный орган обязуется сообщить о прекращении права использования земельного участка.
Таким образом, существует определенный перечень оснований, которые могут стать поводом для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Владелец и пользователь земли может добровольно отказаться от имущества или же в принудительном порядке утратить свое право на распоряжение земельным участком.
Повод для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Любой гражданин, который получает право постоянного (бессрочного) использования земельного участка или же пожизненного владения земельной территорией, получив ее в наследство, может добровольно отказаться от своих прав на участок.
В таком случае основанием для прекращения прав пользования станет отказ лица от права владения.
Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующего заявления законным собственником конкретной территории, в котором указано желание отказа от права владения. Обращаться с такой документацией необходимо в государственный орган, который специализируется на проведении регистрации законных прав на любое недвижимое имущество, а также производит контроль данных сделок.
После подачи заявления право собственности на земельный участок прекращается с момента государственной регистрации факта прекращения соответствующего права. На основании составленного заявления государственный исполнительный орган или учреждение местного самоуправления в течение тридцати дней должен принять решение о прекращении права пользования землей.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Законное прекращения предоставления права пожизненного наследуемого владения территориями или же права бессрочного использования участка возможно при возникновении серьезных оснований, предусмотренных действующей законодательной базой в сфере земельных отношений.
Подобные манипуляции возможны при наличии соответствующего судебного акта, который выносится в результате судебного производства. В соответствующем судебном заключении должны указываться все основания, которые стали причиной лишения права владения земельной территорией.
Важным нюансом подобных судебных производств является отсутствие факта устранения возможности эксплуатации земельной территории после назначения какого-либо административного наказания.
Судебный процесс по изъятию земельных участков из бессрочного пользования и владения на основе права наследования возможен после получения полной достоверной информации о фактах нарушения правил использования земли.
Необходимо также предоставление документов, предусмотренных законодательством, которые позволяют вынести справедливое судебное решение и осуществить кадастровые работы. После вынесения решения суда о прекращении права использования территории на постоянной основе, соответствующий договор подлежит обжалованию в судебном порядке.