Снятие с кадастрового учета и порядок проведения процедуры для земельного участка

Добрый день, дорогой посетитель! Мы подготовили для Вас информацию по теме Снятие с кадастрового учета и порядок проведения процедуры для земельного участка. Если у Вас назрел вопрос, смело задавайте его! Надеемся, что информация окажется Вам полезна

Последствия

По окончании процедуры выдается кадастровая выписка с датой снятия с учета или решение об отказе. Прекращается аренда и не взимается земельный налог.

После снятия с учета объект для продажи, дарения и наследования по завещанию не подлежит. Чтобы это осуществить, необходимо снова пройти регистрацию. Пригласить инженера для обмера участка, установления границ и сдать документацию в Госреестр.

Документы, необходимые для снятия регистрации

Для снятия с учета необходимо собрать соответствующую документацию:

  • заявление об аннулировании учета;
  • документ, идентифицирующий личность заявителя;
  • документ о праве владения, справка ЕГРН;
  • правоустанавливающие бумаги на недвижимость;
  • согласие всех собственников на снятие земли с регистрации, если она находится во владении нескольких лиц;
  • доверенность, заверенная нотариусом, если процедуру осуществляет доверенное лицо;
  • счет об оплате 2021 рублей;
  • акт обследования, если причиной стала экологическая или природная катастрофа;
  • документ, свидетельствующий о наличии вещного права или обременения в пользу лица, оформляющего обращение;
  • кадастровый план.

Акт обследования земли составляют инженеры. Список документации необходимо уточнять в каждом конкретном случае.

Снятие с учета недвижимости по решению суда

Для обжалования действий работников Росреестра гражданин обращается в судебные органы по месту нахождения земельного участка.

Иск включает:

  • наименование судебной инстанции;
  • паспортные данные истца;
  • наименование и адрес регистрационного органа;
  • суть заявления и причины обращения;
  • список прилагаемых документов и копии;
  • ходатайство о снятии с учета;
  • официальный отказ регистрационного органа;
  • личная подпись и дата.

Если судебное решение принято в пользу истца, то документ сдается в Росреестр для удаления регистрации.

Общая информация и законодательство

Кадастр — это систематизация информации о недвижимости. Существует несколько видов госкадастра: водный, лесной, земельный, полезных ископаемых, недвижимого имущества. Но наиболее востребованные учеты земельного кадастра и недвижимости.

Впервые понятие учета ввел римский император Август. Впоследствии Дж. Мариони усовершенствовал римский кадастр и разработал первый документ.

С 2021 года в России взамен кадастрового паспорта введен межевой план. Кадастровый учет — это регистрация недвижимости, которая подтверждает существование имущества с характеристиками конкретной вещи, обладающей индивидуальными данными.

Информационная база содержит сведения о площади, пределах, адресе, виде, порядке использования, сервитутах и владельце. Без кадастровой регистрации невозможно оформить право владения на землю. Для снятия с регистрации должны быть существенные причины. Росреестр действует в пределах законов и не может без оснований уничтожить данные об учете.

В результате регистрации определяется:

  • характер земельного надела и площадь;
  • номер и дата;
  • местонахождения и описание;
  • номер, определенный ранее;
  • номер кадастра начального участка, связанный с разделом или по заявлению собственника, или решению органа государства, или администрации муниципалитета на законных основаниях;
  • дата аннулирования учета в госкадастре (такие сведения указывают, что недвижимое имущество перестало существовать в натуральном виде) и причины;
  • информацию о распределении участков, которые относятся к солидарному имуществу, если включены в долевое владение;
  • номер специалиста в госреестре, данные инженера, осуществившего проведение работ, реквизиты соглашения на выполнение услуг;
  • кадастровая стоимость и категории земли;
  • информация о наложении запрета сделок с землей в черте охраняемой зоны, лесного парка, лесничества, угодья.

При оформлении земельных наделов приводятся также данные о том, что многоквартирный дом подлежит демонтажу, а земля изымается в интересах государства или местных органов. А также отмечается, если объект сформирован из земельных участков, собственность которых не дифференцирована на государственном уровне.

Ведение реестра необходимо:

  • для информации о земле;
  • для предоставления данных государственным органам, физическим или юридическим лицам;
  • для управления учетом земельными площадями;
  • для охраны прав владения землей;
  • для гарантии сохранения культурных заповедников и наложение сервитутов.

Основания для оформления снятия с регистрации делятся на два вида фактические и в соответствии с Федеральным законом №221, №218 и ст. 131 ГК РФ.

Реально существующие причины обусловлены конкретными обстоятельствами. Владелец обращается лично в Росреестр и прилагает необходимую документацию.

Кто может снять земельный участок с регистрации

Не любое лицо может осуществить услугу. Снимать с учета имеют право:

  • госорганы для аннулирования учета земли государственной принадлежности;
  • физлица для аннулирования учета земли, выделенной под жилищное строительство или индивидуальное подсобное хозяйство;
  • юрлица для аннулирования регистрации земли, предоставленной по договорам с государственными организациями;
  • администрация населенного пункта или арендатор.

Указанные лица обязаны предоставить правовую документацию, свидетельствующую о правах на землю. Снятие участка имеет связь между удалением информации и окончанием прав владения.

Если будет осуществляться в дальнейшем регистрация вновь образованной собственности, то документация на госуслугу оформляется снова. При этом причиной нового учета будет договоренность владельцев или решение государственного органа.

Особенности, разъяснение сложных моментов

Обязательным основанием для аннулирования учета служит решение суда, и не имеет значения, имеются документы или нет в госкадастре.

Важно знать, что отказ от права владения имеет отношение к другой процедуре. Когда лицо является собственником, но не пользуется своей недвижимостью, это не освобождает от уплаты земельного налога. Поэтому иск рассматривается в суде без привлечения регистрационных органов.

Кроме оформления аннулирования учета недвижимости возможна процедура внесения изменений, которые произошли с объектом. Основная причина — это перемещение границ участка. Для этого подготавливается документация, оплачивается госпошлина, проводятся работы по межеванию.

Участок земли с временного статуса представляет надел, который находится на учете, но еще не прошел оформление на правах аренды или собственности.

Причиной временного положения является также отсутствие размежевания. До 2021 года пользователи участков земли обрели возможность автоматически регистрировать право владения или аренды на протяжении пяти лет с момента присвоения индивидуального номера. После слияния Госкадастра и Росреестра произошло реформирование в одну структурную единицу ЕГРН, значение «временный» не присваивается. Постановка на учет и регистрация собственности осуществляется одновременно. Для земельных площадей продлено назначение «временный» до марта 2021 года.

Оценка статьи:

Отказ в регистрации

При наличии причин в аннулировании недвижимости могут отказать:

Причины Принятое решение
заявитель не является собственником отказ
обращение содержит неправильную информацию или ошибки приостановление
участок не подлежит снятию с учета на основании законодательства отказ
отсутствует согласие всех владельцев недвижимости приостановление
документы являются незаконными или содержат серьезные нарушения отказ
участок никогда не находился на учете отказ

Для устранения нарушений дается время три месяца, и снятие с учета приостанавливается.

Сроки проведения процедуры, стоимость и пошлина

Решение о снятии с учета принимается не позже 18 дней. При отказе в снятии недвижимости с регистрации заявитель должен быть проинформирован не позже 19 числа с момента сдачи заявления. Установленный срок может быть продлен. А также следует учитывать, что регистрационный орган загружен работой, и этот факт тоже может отразиться на сроках. Поэтому необходимо рассчитывать на время регистрации как максимум месяц. Если правоустанавливающий документ выдается государственным органом, то необходимо прибавить еще минимум семь дней.

Сколько стоит занесение в реестр? Услуга является платной и зависит от площади участка земли. Стоимость колеблется в разных регионах России и в основном составляет от 2021 рублей. Удаление с регистрации пошлиной не облагается.

При обращении в судебные органы сроки другие. Необходимо составить исковое заявление и получить решение суда, и на это потребуется время до трех месяцев.

Через десять дней земельная площадь будет снята с регистрации. Это происходит с территорией, зарегистрированной больше пяти лет назад. По окончании срока ее снимают с регистрации и ликвидируют статус временной. Раздел земли и формирование новых участков или объединение в один занимает время три дня.

Порядок снятия с учета согласно заявлению

Как снять участок с кадастрового учета: предусмотрен стандартный порядок обращения в Росреестр и принудительный — через судебные органы. В последнем случае необходимо получить официальный отказ.

Снять регистрацию участка можно тремя способами

  1. Лично при обращении в орган кадастра. Специалист на копии письменного обращения ставит подпись и дату или дает корешок.
  2. Отправить по почте заказным письмом с описью документации и уведомлением о получении.
  3. Зарегистрироваться на портале Росреестра и направить документацию в электронном варианте. При этом необходимо побеспокоиться о наличии электронной подписи.

Причины снятия земельной площади с учета

Закон определяет, что отсутствие регистрации прав на землепользование является основанием удаления из учета. Госкадастр снимает земельную площадь без заявления:

  • при временном учете земли по завершении срока нахождения на регистрации;
  • при разделении одного надела на части и документации о праве владения на вновь сформированные участки;
  • истек двухлетний срок для регистрации прав владения на участок с даты, когда он был поставлен на учет;
  • если не осуществлялось обременение на земельную площадь, которая прошла оформление на временных основаниях при условии окончания срока одного года со дня регистрации;
  • физическое уничтожение участка из-за учтенных экологических и природных катастроф;
  • решение суда.

Закон не ограничивает основания для снятия с учета. Дом мог сгореть, и в земельном участке отпала необходимость. В каждом индивидуальном случае нужно получить консультацию у специалиста государственного кадастра или юриста в области земельных правоотношений.

Порядок снятия объекта недвижимости с учёта

Фактическая гибель имущества может быть следствием решения собственника, иных, не зависящих от людей обстоятельств, наподобие стихийных бедствий, техногенных катастроф или реализация генерального плана городского строительства. Юридическая ликвидация возможна исключительно по решению уполномоченных государственных органов.

Так как снять с кадастрового учета фактически означает прекратить существования объекта по документам и данным государственного реестра, то и осуществляется это следующими органами:

  • по заявлению собственника – органом государственного кадастра;
  • по решению суда.

При подаче заявления в кадастр частный кадастровый инженер осуществляет фактический осмотр имущества на предмет гибели. По результатам осмотра составляется акт осмотра объекта, в котором подтверждается либо опровергается факт гибели.

В целом, для успешного снятия объекта с учёта необходимо:

  • собрать установленные законом документы;
  • подать заявление и документы в орган кадастра;
  • по итогам рассмотрения получить соответствующую выписку.

На сегодняшний день подать заявление можно как при личном посещении учреждения, так и через интернет сайт данного органа. Перечень необходимой документации устанавливается 221-ФЗ, принятым в июле 2021 года.

Согласно данному закону при подаче заявления нужно представить следующие документы:

  1. Документ, устанавливающий право собственности заявителя для снимаемого объекта недвижимости.
  2. Паспорт собственника.
  3. Акт осмотра недвижимого имущества.
  4. Решение суда (в некоторых случаях).

Снятие с кадастрового учёта при отсутствии документов на само здание или сооружение возможно. При этом необходимо представить документ, определяющий право собственности на участок земли, в пределах которого находиться строение. Данный документы можно заменить регистрационным свидетельством, выдаваемым при постановке объекта на учёт, или выпиской из кадастра с указанием на собственника.

Основания снятия объекта с учёта

Указанный 221-ФЗ не определяет чёткого перечня основания, а лишь задаёт общие критерии обоснованности снятия дома с кадастрового учета. Любой объект недвижимости, являющийся собственностью частных лиц, может быть использован ими любым не запрещённым законом способом.

Данное право собственников закреплено в гражданском законодательстве страны. В этом смысле ограничение на снятие имущества с учёта считается ущемлением правомочия собственности. Однако кадастровые орган в первую очередь должны исходить из экономической целесообразности данной процедуры. Особенно когда речь идёт о земельных участках.

В каждом индивидуальном случае кадастровый орган может признать законными и иные основания. Основным критерием является преобразование имущества либо его полная ликвидация. Решение о ликвидации объекта принимается его собственником.

Разумеется, без достаточных оснований снять недвижимость с государственного кадастрового учёта не получится.

Чтобы кадастровый орган снял с кадастрового учета объект недвижимости необходимы следующие основания:

Рекомендуем ознакомиться:

  • фактическая гибель имущества;
  • реконструкции здания в целом, в результате которого контуры отдельных объектов в нём меняются;
  • объединения множества объектов в единое имущество;
  • разделение одного объекта в несколько новых;
  • при отмене временного учёта (недостроенных объектов);

Особым основанием, чтобы снять дом с кадастрового учета,  является регистрация прав собственника или самого объекта в реестре по подложным документам. В таком случае необходимы решения соответствующих органов, свидетельствующие о фиктивности данных бумаг. В основном в таких случаях заявление подаётся не самим собственником, а третьими лицами, в том числе и государственными органами.

Также существуют случаи, когда собственнику нет необходимости подавать заявление на снятие с учёта. К примеру, когда сносится многоквартирный дом, то собственник квартиры в нём не обязан осуществлять снятие с учёта. Квартира автоматически будет исключена из реестра вместе со всем домом.

Сроки и результаты рассмотрения

Общий срок рассмотрения и принятия решения по заявлению о снятии недвижимости с учёта составляет 18 дней. Случаев продления данного срока законодатель не предусматривает.

По итогам рассмотрения может быть вынесено одно из следующих решений:

  • решение об удовлетворении заявления и выдаче выписки из кадастра о снятии объекта с учёта;
  • о приостановлении рассмотрения соответствующего заявления с указанием причин;
  • об отказе в удовлетворении заявления с направлением заявителю письменного ответа с указанием причин отказа.

Выписка из кадастра в случае отсутствия указания в заявлении о способе получения ответа направляется заявителю тем же способом, каким заявление было подано. Однако в любом случае электронная копия документа сохраняется в личном кабинете заявителя на сайте Росреестра (при регистрации его на данной ресурсе).

Процесс рассмотрения заявления может быть приостановлен по следующим причинам:

  • при отсутствии требуемых документов;
  • заявление было составлено без учёта требований законодательства;
  • наличие несоответствия между сведениями, указанными в приложенных к заявлению документах, и данных единой базы Росреестра.

Причинами отказа в удовлетворении заявления являются:

  • составление акта обследования объекта неуполномоченным на то лицом;
  • подача заявления не имеющим на то права лицом.

Акт обследования должен быть подписан кадастровым инженером, а само заявление – собственником либо его представителем, чьи полномочия оформлены нотариально заверенной доверенностью.

Снятие имущества с учёта является правовым обоснованием прекращения правомочий и обязательств собственника, основанием возникновения которых является данное имущество. К примеру, до снятия имущества с учёта оно продолжает оставаться объектом налогообложения, а его собственник вынужден уплачивать налог на имущество. Поэтому лучше снять ликвидированный объект с учёта до окончания налогового периода.

При этом факт наличия или отсутствия самого указанного имущества не имеет значения. По этой причине снятие с учёта в первую очередь осуществляется в интересах собственника. С другой стороны, государству невыгодно снимать с учёта существующий и полностью функциональный объект. Основным значимым обстоятельством для государства остаются налоговые поступления.

Подача заявления

221-ФЗ не определяет строгий порядок для обращения граждан по поводу снятия их недвижимого имущества с учёта. Порядок подачи такой же, как и для любого другого обращения.

Рекомендуем ознакомиться:

Заявление, чтобы исключить объект с кадастрового учета, подаётся одним из нижеуказанных способов:

  1. На портале Росреестре через раздел «Электронные услуги».
  2. При личном обращении в кадастровые органы по месту нахождения объекта.
  3. Через отделения МФЦ.
  4. Направлением через почту.

Собственники вправе самостоятельно выбрать способ подачи заявления. При направлении заявления через почту все прилагаемые документы необходимо заверить у нотариуса.

Перед личным посещением уполномоченных органов рекомендуется заранее записаться на приём. Сделать это можно также на сайте Росреестре через раздел «Офисы и приёмные».

При подаче заявки онлайн необходимо иметь электронную подпись цифрового формата. Если таковой у заявителя не имеется, то оформить её можно на том же сайте Росреестра в личном кабинете.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления не предусмотрена.

После того, как заявление было подано, статус приёма и рассмотрения можно отслеживать в личном кабинете на сайте Росреестра. Для этого нужно найти в списке запросов искомое заявление и нажать на ссылку «Просмотреть статус запроса». Данная функция доступна при подаче заявления любым из указанных способов. Однако на сайте сведения о статусе заявления будут отражаться со дня регистрации её сотрудниками кадастра.

Заявление о снятии объекта с учёта

Обращение собственников либо их законных представителей для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета, должно быть оформлено в форме письменного заявления. Законодатель устанавливает определённые требования к содержанию данного заявления для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости.

Так, в заявлении должны быть указаны:

  • личные данные заявителя;
  • сведения, идентифицирующие объект недвижимости;
  • причина, по которой осуществляется снятие с учёта.

Кроме того, заявление должно составляться по специально разработанной форме, которую можно скачать в официальных интернет сайтах государственного органа или получить при личном визите. Заявление можно подавать через интернет портал Росреестра, в местном отделении данного органа, через отделения МФЦ или в кадастровом органе региона.

По заявлению собственника возможно снятие с учёта не только всего здания или сооружения в целом, но и отдельного помещения внутри него. Для этого данное помещение должно быть учтено в реестре в качестве индивидуально-определённого объекта недвижимости.

Также по заявлению собственника допускается одновременное упразднение нескольких объектов, находящихся в пределах одного здания. В таком случае снятие с учёта осуществляется без составления акта обследования, так как фактически объект является пригодным к использованию, но он лишь упраздняется в целях объединения его со всем зданием в качестве единого объекта.

Акт обследования объекта

Акт обследования проводится для документального освидетельствования факта уничтожения имущества. Для того чтобы осуществить обследование имущества и составить соответствующий акт, необходимо пригласить специалиста. Таким специалистом является частный кадастровый инженер, имеющий соответствующее образование и лицензию.

Кроме того, кадастровый инженер должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в государственном реестре и аттестован Саморегулируемой организацией кадастровых специалистов соответствующего региона.

С указанным специалистом заключается соглашение о проведении соответствующих работ. Инженер вправе получить вознаграждение за свою работу. Стоимость таких кадастровых услуг может различаться в зависимости от региона, так что к выбору специалиста нужно подходить со всей серьёзностью.

Решение о фактическом уничтожении принимается вследствие осмотра места, на котором находилось здание, сооружение, объект незавершённого строительства и т. д. В самом акте указываются все кадастровые данные объекта, прекратившего существования, характер повреждений, если объект не уничтожен полностью.

Если снять с учёта необходимо помещение в здание, то кадастровый инженер освидетельствует разрушение части здания. Такие случаи не являются редкостью, особенно после очередного стихийного бедствия.

Когда необходимо снять земельный участок с кадастрового учета?

Снятие с учета необходимо в случаях, когда единый и уникальный участок утрачивает свою целостность, перестает существовать как самостоятельный объект правоотношений, меняет свои границы.

Такие действия субъектов правоотношений направлены на изменение физических характеристик участка и его правового статуса. Типичным примером изменения физических характеристик участка земли является изменение его границ в процессе объединения земельных участков или наоборот, разделении единого земельного объекта на несколько отдельных участков. При этом, изначальный земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, перестает существовать и меняет свой правовой статус.

Важным моментом является тот факт, что снять участок с кадастрового учета возможно лишь в случаях, когда в отношении него отсутствуют зарегистрированные права. Снятие с учета допускается в следующих случаях:

  • 1) информация об участке земли носила временный характер и подлежат изменению;
  • 2) участок подлежит разделу с образованием новых участков, имеющих подтверждение государственной регистрации прав;
  • 3) если с момента постановки на учет земельного участка с временным статусом прошло не более двух лет, а регистрационные действия в отношении него не были проведены;
  • 4) отсутствие факта проведения регистрации обременений прав.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

земельный участок

21 год назад (в 2021 г) от работы было выделено 2 земельных участка под огородничество. Но мы ими не пользовались, а 20 лет назад (в 2021 г) вышли на пенсию и переехали в другую область за 2021 км. Документов о праве собственности у нас нет и не было. Юридически они никак не оформлялись. Было только решение с работы о выделении участков и то где то затерялось с переездом. И вот в июле 2021 г приходит извещение из налоговой инспекции об уплате налога на эти земельные участки за 2017-2021 гг. Что делать? Подскажите пожалуйста надо ли снимать с налогового учета участки и как? номер вопроса №16101705 прочитан 2 разa Если Вы хотите ускорить получение ответа,

Галина Сергеевна24.07.2021 08:24

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

земельный участок

21 год назад (в 2021 г) от работы было выделено 2 земельных участка под огородничество. Но мы ими не пользовались, а 20 лет назад (в 2021 г) вышли на пенсию и переехали в другую область за 2021 км. Документов о праве собственности у нас нет и не было. Юридически они никак не оформлялись. Было только решение с работы о выделении участков и то где то затерялось с переездом. И вот в июле 2021 г приходит извещение из налоговой инспекции об уплате налога на эти земельные участки за 2017-2021 гг. Что делать? Подскажите пожалуйста надо ли снимать с налогового учета участки и как? номер вопроса №16101705 прочитан 2 разa Если Вы хотите ускорить получение ответа,

Галина Сергеевна24.07.2021 08:24

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

КФХ ходатайствовало перед районной администрацией о выделении земельного участка под пастбище с 2021 года

на земельный участок был получен кадастровый номер с поручения администрации района на момент выдачи кадастра полномочия были переданы поселковому совету, который отказал в заключении договора на аренду земельного участка и по истечению года полномочия были возвращены в районную администрацию и процесс затянулся на два года. Без уведомления администрация района сняла с кадастрового учета земельный участок, передав третьему лицу.

Рафаэль18.07.2021 10:12

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Дубровина Светлана Борисовна18.07.2021 15:20

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Как и постановка земли на кадастровый учет, снятие участков с учета производится территориальными органами кадастрового учета по месту нахождения объекта.

Для снятия с учета субъект предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

  • 1) заявление о снятии земельного участка с учета;
  • 2) документ, подтверждающий право законного обладания на участок;
  • 3) документ, подтверждающий установление обременения в пользу заявителя.

Порядок проведения процедуры снятия земельного участка с учета

Заявление о снятии с учета и необходимые документы подаются либо на бумажном носителе, либо в электронной форме. После получения документов на бумажном носителе регистратор выдает заявителю расписку. В случае обращения в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, заявлению будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отслеживать этапы прохождения процедуры.

После приема документов орган кадастрового учета проводит юридическую экспертизу, в ходе которой решает вопрос о возможности или невозможности снятия участка с учета.

Общий срок осуществления государственной услуги по снятию участка с учета не должен превышать 18 календарных дней.

По итогам юридической экспертизы государственный орган принимает решение о снятии участка учета, либо об отказе в совершении такого действия.

Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • 1) участок не является объектом собственности, кадастровый учет которого осуществляется государственным органом;
  • 2) заявление о снятии с учета подано лицо, не обладающее необходимыми полномочиями;
  • 3) представленные документы не отвечают требованиям федерального законодательства;
  • 4) участок земли не подлежит преобразованию и, соответственно, не может быть снят с учета;
  • 5) в случае, когда после приостановления процедуры постановки участка на учет прошло более трех месяцев, а причины приостановления не устранены.

Понятие кадастрового учета

Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.

Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.

Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере. Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.

Документы, которые выдаются на руки

По результатам рассмотрения поданного заявления о снятии земельного надела с учета, заявителю может быть выдан на руки один из 2 документов:

  1. Решение об отказе в снятии.
  2. Кадастровая выписка, в которой указана дата снятия с учета.

Здесь можно &gt,&gt, Как и где можно заказать кадастровую выписку.

Никаких других документов заявителю на руки не выдают. Кроме того, с выпиской ему никуда идти не надо, так как все изменения в кадастр будут внесены уполномоченным оператором.

Таким образом, процедура снятия участка с кадастрового учета направлена, прежде всего, на упорядочение и систематизацию все земельных наделов, расположенных на территории РФ.

В случае необоснованного отказа в ее проведении заявитель вправе обжаловать все решения государственного органа и защищать свои права либо в вышестоящей инстанции, либо в суде. При необходимости, земельные участки будут сняты с кадастрового учета уполномоченными органами по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Участок, который был снят с учета не должен «потеряться», вместо него либо появляются новые земли, либо он после смены некоторых характеристик вновь получит свой кадастровый номер.

О том, как снять земельный участок с кадастрового учета, расскажем ниже.

Пакет документов для подачи в госорганы

Снимать с кадастрового учета земельные наделы, уполномочен Росреестр в лице своих территориальных органов по месту нахождения участка. Однако заявитель по своему усмотрению вправе выбрать один из 4 вариантов обращения:

  1. Непосредственно в Росреестр посредством личного посещения госоргана и подачи всего пакета документов. В этом случае заявитель может воспользоваться и услугами представителя. Обязательное требование— наличие подтвержденных полномочий.
  2. Направления бумаг почтой. Как правило, это делается в виде заказного письма.
  3. Посещение МФЦ. В часы работы организации заявитель предоставляет собранный пакет документов оператору и получает на руки расписку об их принятии.
  4. Подавать заявление через официальный сайт Росреестра в разделе «Электронные услуги». В этом случае гражданину или организации понадобится усиленная квалификационная подпись, так как иным способом подписать поданные документы невозможно.

Вне зависимости от выбранного способа, пакет документов будет одинаков для всех заявителей. Различия законодатель делает лишь в групповой принадлежности к физическим лицам либо организациям.

Документы, которые предоставляются гражданами:

  1. Заявление на снятие участка с кадастрового учета. Оно заполняется в соответствии с образцом, предоставленным на выставочном стенде в Палате или в МФЦ в количестве 1 шт. и передается лицу, принимающему документы.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Правоустанавливающие документы на земельный надел. Если в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о данном участке, то заявитель должен предоставить еще и копию правоудостоверяющего документа.

Документы, которые предоставляются организациями:

  1. Заявление о снятии с учета в 1 экземпляре.
  2. Паспорт заявителя (оригинал).
  3. Копия доверенности на право представления интересов организации.
  4. Правоустанавливающие документы на земельный надел.

Важно! Никаких других документов уполномоченное лицо требовать от заявителя не вправе, так как этот перечень бумаг является закрытым. При возникновении вопросов относительно участка, они должны разрешаться путем межведомственного взаимодействия.

Основания для снятия с государственного учета

В Государственный кадастр недвижимости могут быть внесены изменения, в соответствии с которыми определенный земельный надел или части участка земли исключаются из него по объективным причинам.

Таких оснований несколько:

  • участки, которые сформированы из земель государственного или муниципального значения и на которые не были зарегистрированы какие-либо права и обременения («временные» участки),
  • участки, которые были поставлены на учет более 2 лет назад, но за это время никаких регистрационных действий в отношении прав аренды или собственности их пользователями произведено не было,
  • снятие участка ранее учтенного, то есть участок претерпевает преобразования по изменению площади (например, делится, расширяется и т. д.),
  • на участок более года после постановки на «временный» учет не производилась регистрация вещных прав.

Как видим, круг оснований для снятия ограничен и расширительному толкованию не подлежит. То есть по иным причинам регистрационный орган снимать надел с учета не будет.

Еще одним основанием для исключения участка из кадастра является вступившее в законную силу решение суда. Довольно часто такой акттребуется не для того, чтобы снять участок с учета по основаниям, предусмотренным законом, а для того, чтобы отказаться от него в связи с неиспользованием.

Например, по решению суда сняли надел земли с учета в ГКН для того, чтобы правообладатель перестал нести налоговое бремя. В этом случае собственник земельного участка обращается в суд с заявлением и доказательствами, что земельный участок не используется им по назначению.

Здесь можно &gt,&gt, Задать свои вопросы юристу (бесплатно).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: