Порядок оформления справок по форме 7 и 9

Здравствуйте, дорогой посетитель! В данной статье идёт разговор о том, Порядок оформления справок по форме 7 и 9. Все вопросы можете сразу писать консультанту! Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос

Справки о зарегистрированных гражданах

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2021 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2021 г. указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.

Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.

Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.

Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).

Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).

Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.

Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2021 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.

Вместо форм 9,10,11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).

Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их по сути некому.

Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает. В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в органы регистрационного учета или архивы.

НПА, обязывающие выдавать справки

Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:

1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2021 г. № 713 (далее — Правила № 713).

2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2021 г. № 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2021 г. № 50635) (далее — Административный регламент).

Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2021 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2021 г. утратил силу и с 17 апреля 2021 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2021 г. № 984.

Что сказал суд?

Необходимо обратить внимание, что вопрос регистрационного учета граждан был предметом рассмотрения, в том числе, Верховного суда РФ, который в Решении от 9 февраля 2021 г. № АКПИ17-1007 указал:

«ФМС России (в настоящее время — МВД России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление государственных услуг в сфере миграции и регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полномочиями по установлению порядка деятельности лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не наделен».

Верховный Суд РФ признал недействующим положение пункта 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2021 г. № 288, устанавливающий, что «карточки регистрации по форме № 9 и поквартирные карточки по форме № 10 оформляются при регистрации граждан и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов».

Основанием явилось то, что оспариваемым положением фактически установлен порядок работы лиц, ответственных за прием и передачу сведений в органы регистрационного учета, деятельность которых Административным регламентом регулироваться не может. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 10 мая 2021 г. № АПЛ18-144 вышеуказанное решение Верховного Суда РФ оставлено без изменений.

Таким образом, управляющие организации не могут хранить у себя поквартирные карточки и обязаны передать их в соответствующее подразделение МВД России.

Справки о характеристике жилого помещения

Пункт 47 Распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2021 г. № 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» предусмотрено, что выдача копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится к полномочиям соответствующего государственного учреждения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 50 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2021 г. 1993-р, выдачу документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов) осуществляют государственные и муниципальные учреждения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Орган, к полномочиям которого относится выдача справок о характеристике жилого помещения и иных подобных справок определяется субъектом Российской Федерации. В г. Санкт-Петербург, например, таким органом является ГКУ ЖА (Жилищные агентства районов г. Санкт-Петербурга).

Записаться в один из центров «Мои документы» можно
по номеру Центра телефонного обслуживания 573-90-00
или онлайн:

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) районных жилищных агентств, сотрудников районных жилищных агентств либо должностных лиц.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении услуги;
  • нарушение срока предоставления услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ районного жилищного агентства, сотрудника районного жилищного агентства в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Жилищное агентство района Санкт‑Петербурга.

Жалобы на решения, принятые директором районного жилищного агентства, подаются Губернатору Санкт‑Петербурга, либо Правительству Санкт‑Петербурга, либо вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета, либо председателю Жилищного комитета, либо главе администрации соответствующего района Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего услугу, Портала «Государственные услуги в Санкт‑Петербурге», а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и действиями (бездействием) организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в организацию, предоставляющую услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа организации, предоставляющей услугу, сотрудника организации, предоставляющего услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

По результатам рассмотрения жалобы организация, предоставляющая услугу, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных организацией, предоставляющей услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Справка о регистрации по месту жительства по форме №9 или №12, где получить, срок действия

Справка о регистрации по месту жительства (прописке), один из самых популярных документов, которые выдаются паспортными столами или иными органами, выполняющими их функцию.

Зачем нужна

Форма 9 – это информационный документ, содержащий в себе сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении по определенному адресу, а также сведения о выбывших, снятых с регистрации лицах. Иногда эту форму называют  справкой «о составе семьи».

Форма выдается на основании карточки регистрации.

Карточка регистрации по форме 9 заполняется специалистами служб учета. Карточка регистрации является основанием, для осуществления прописки лица в определенную квартиру.

Справка по форме № 9 нужна для:

  1. продажи жилого помещения;
  2. оформления детей в дошкольные учреждения или школы;
  3. трудоустройства;
  4. расселения коммунальных квартир;
  5. начисления пособий и льгот;
  6. оформления кредитных или ипотечных обязательств;
  7. для военкомата, при призыве на службу (необходима, для личного дела).

Форма 12 — чем отличается от формы 9

Справка формы № 12 содержит в себе сведения о лицах, которые были сняты с учета в конкретном жилом помещении по каким – либо обстоятельствам, но имеют право в дальнейшем претендовать на жилплощадь. Содержит информацию о снятых с учета несовершеннолетних, о лицах, которые отбывают наказание, о лицах, которые проходят службу в армии или выбыли в связи с временным переездом и так далее.

Главное отличие справки о регистрации формы № 9 и формы № 12 заключается в том, что форма 12, содержит в себе информацию о прописанных в квартире или другом жилом помещении, за весь период существования конкретного жилого помещения. Справка же № 9 отражает информацию о зарегистрированных лицах только за период проживания собственника помещения.

Где получать: список организаций

Получить форму 9 можно в нижеперечисленных органах, обратившись с соответствующим заявлением лично, либо через представителя:

  1. паспортный стол по месту фактического нахождения жилого помещения;
  2. в некоторых городах существуют отделы по вселению и регистрационному учеты граждан;
  3. жилищная эксплуатационная компания также может помочь в выдачи информационных справок формы № 9, и формы № 12;
  4. справку можно заказать, воспользовавшись сайтом «Госуслуги»;
  5. получение справок возможно и по почте;
  6. МФЦ также осуществляет прием заявлений и выдачу данной справки.

Через интернет

Как говорилось ранее документ о прописке можно получить с помощью сервиса «Госуслуги» на просторах интернета. Для того что бы оформить заявку на получение документа, необходимо авторизовать на официальном сайте портала, выбрать раздел «Категории услуг», вкладка «Предоставление справки с места жительства». Далее необходимо заполнить советующие поля.

Через ЖЭК, МФЦ и др

Взять форму 9 можно обратившись в органы, которые исполняют обязанности по обслуживанию жилых помещений (ЖЭК) или органы занимающиеся ведением различного рода учетами (паспортный стол, МФЦ).

Взять документ с информацией о регистрации, можно лично обратившись в один из указанных органов, предоставив специалисту, все необходимые документы. Выдача справки осуществляется и представителям собственника. В этом случае необходимо заранее подготовить доверенность, которая будет заверена в установленном порядке.

Если по тем или иным причинам лично явится в один из указанных органов, нет возможности, то следует прибегнуть к услугам «Почты России». В этом случае необходимо самостоятельно скачать бланк заявления из интернета, заполнить его, приложить к бланку пакет документов, и отправить заказным письмом с описью вложения. В заявлении необходимо указать, каким образом направить ответ.

Где получить архивную справку формы 9 и 12

В реальной жизни случается, что необходима информация не о прописанных на сегодняшний день в квартире лицах, а сведения о всех лицах, которые были зарегистрированы и сняты с учета на протяжений всей эксплуатации квартиры, дома и так далее. К таким случаям относят:

  1. процесс приватизации квартиры (для доказательства неиспользования права приватизировать жилое помещение);
  2. процесс вступления в наследство (фактическое принятия имущества);
  3. архивная справка может потребоваться покупателю при продаже квартиры, для того, что бы убедиться в отсутствии прописанных лиц, на жилой площади, а также отсутствии лиц, которые временно не проживающих, но сохраняют право проживания в квартире (например — заключенных).

Выдают архивные справки в паспортном столе по месту нахождения квартиры, или частного дома. Однако подготовка данного документа займет больше времени, чем подготовка простой формы 9.

Также можно попробовать получить выписку из сайта госуслуг.

Образец, как выглядит

Внешний вид справки о регистрации по месту жительства можно оценить на фото.

В документе обязательно должны быть указаны следующие данные:

  1. ФИО, дата рождения и год рождения, лица, которому выдается форма;
  2. Вид регистрации (постоянная, временная), а также дата регистрации;
  3. Адрес, по которому зарегистрировано лицо (указывается улица, номер дома, номер квартиры);
  4. Указываются ФИО всех лиц, зарегистрированных в жилом помещении;
  5. Основания регистрации лиц;
  6. Сведения о жилом помещении (площадь, количество комнат);
  7. Дата выдачи, подпись специалиста.

Для ребенка

При устройстве детей в дошкольное образовательное учреждение или школу, департаменты образования требуют представить данные о месте регистрации ребенка.

Документ о прописке ребенка должен оформляться в соответствии с формой 9. Других особенностей нет. Запрос, конечно, делают родители.

Необходимые документы

Получить справку о постоянной или временной регистрации, могут только следующие лица:

  1. Лицо, являющееся собственником жилья;
  2. Лицо, которое зарегистрировано в жилом помещении (только в период его регистрации);
  3. Законный представитель несовершеннолетнего лица, прописанного в квартире;
  4. Представитель собственника жилого помещения.

Для получения формы 9 нужно представить специалисту следующие документы:

  • Заявление соответствующего образца;
  • Паспорт или другой документ, который удостоверяет личность.
  • Если документы подает представитель, то потребуется доверенность, заверенная нотариусом.

Сроки получения и действия справки о регистрации, цена

Как правило, справка о прописке получается в течение двух часов, после того, как вы лично явились в орган и представили все необходимые документы.

Если необходимо получить архивную справку, то органам потребуется несколько дней, что бы проверить все данные о лицах, которые были зарегистрированы на протяжении всего времени эксплуатации помещения.

Если заявление на получение справки было составлено с помощью сайт «Госуслуги», то будьте готовы к тому, что срок подготовки документа будет около 30 дней.

Срок действия формы 9 государством не установлен. Это значит, что с момента получения срок её годности не ограничен конкретным временем. Однако, существует исключение. Форма 9 действительна в том случае, если в жилом помещении не наступил случай снятия зарегистрированного лица с учета, или наоборот не было зарегистрировано новое лицо.

Справка о регистрации выдается на бесплатной основе. Поэтому помните, что сотрудники служб просят оплатить государственную пошлину, это повод обратиться в прокуратуру или вышестоящие инстанции.

Возможные трудности и нюансы, причины для отказа

Встречаются случаи, что заявителям отказывают в выдаче справки, мотивируя отказ наличием неоплаченных счетов за коммунальные услуги. Специалисты разъясняют, что необходимо погашение долгов, а потом только возможна реализация права на получение документа.

Помните, такой подход к рассмотрению заявлений считается незаконным и признается самоуправством должного лица. Если Вы столкнулись с таким случаем, то необходимо требовать выдачи мотивированного отказа в письменной форме и обращаться с ним в надзорные инстанции.

Таким образом, справки форм 9 и 12 входят в состав пакета документов при разрешении различных ситуаций, а также используются для ведения учета местонахождения лиц. В свою очередь процесс получения этих справок достаточно простой.

Источник: https://zakondoma.ru/propiska/spravka-o-registratsii-po-mestu-zhitelstva-formy-9-i-12.html

Оценка статьи:

Правомерные действия в случае отказа в выдаче

В случае отказа из-за проблем с документами, нужно исправить недочёты и вновь обратиться за получением справки.

Если же отказали из-за наличия догов, нужно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.

Источник: https://estatelegal.ru/oformlenie/forma-9-chto-eto-za-spravka-ee-prednaznachenie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: