Добрый день, дорогой гость. В этой статье поднимается тема Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2022 году. Если у Вас назрел вопрос, смело задавайте его. Надеемся, что информация окажется Вам полезна
Определение понятий
В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации. В приказе Минэкономразвития РФ № 540 в точности определяются наименования категорий разрешенного использования и варианты, в соответствии с которыми является возможным использование земли.
С начала 2022 года все подобные виды рассматриваются и утверждаются лишь Классификатором. До этого такую власть могли применять и органы местного самоуправления. Но вследствие их деятельности произошло существенное расширение вариантов по содержанию правовых режимов в отношении земли, что повлекло за собой возникновение неточностей и путаницы.
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Как взаимосвязаны…
Какая грозит ответственность
Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.
Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:
Физическое лицо | Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей. |
Должностные лица | Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей. |
Юридические лица | Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей. |
Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.
По его окончании специальная комиссия в лице сотрудников администрации осуществляет повторную проверку объекта правонарушением, после чего оформляется новый акт по выведенным данным. Результаты процедуры позволяют окончательно признать решение администрации реализованным или же привлечь ответственных к дополнительным мерам в случае неудовлетворительного исполнения первоначального вывода.
Наказание за рецидив
Не для всех виновных лиц считается достаточным первое взыскание – многие нарушители повторно с полным осознанием последствий идут на противоречие с законом.
В таких ситуациях законодательством предусмотрена повышенная мера наказания:
Физические лица | Привлекают к уплате штрафа от 20 до 50 тысяч рублей. |
Должностные лица | Должны уплатить от 100 до 200 тысяч рублей. |
Организации | Ставка в данном случае уже достаточно значительна – от 200 до 400 тысяч рублей. |
Стоит учитывать, что подобные меры взыскания являются актуальными не только в случае повторной реализации нарушения, но и при игнорировании решения административных органов.
Поэтому при возникновении предпосылок к нарушению установленных предписанием сроков, нарушитель должен обратиться в соответствующие структуры с заявлением о предоставлении отсрочки перед проведением повторной проверки комиссией. При этом в запросе необходимо отразить уважительные причины несоответствия пунктам решения, по которым уполномоченные сотрудники смогли бы принять документ к рассмотрению.
Дополнительно при возникновении рецидива и получении повторного предписания нужно понимать, что нарушение закона в третий раз будет рассматриваться уже в ходе судебного разбирательства.
В таком варианте развития событий с виновного будут стребованы все невыплаченные суммы штрафов с учетом процентов за несвоевременный взнос. Что касается доведения земельного участка до первоначального вида, то данные работы выполняются за счет средств собственника ЗУ в принудительном порядке.
Где и как можно посмотреть…
По закону собственник/арендатор земли обязан понести административную ответственность за негативные последствия своего хозяйствования на ней. С 2022 г. величина штрафа за нецелевое использование земельного участка/другие нарушения землепользования составляет определенный процент к кадастровой стоимости надела.
Если в ходе проверки был установлен факт использования земли не по назначению, землепользователь получает устные разъяснения и письменное уведомление о том, какие пункты закона были нарушены, какие штрафные санкции его ожидают. Чтобы сохранить плоды своих трудов, можно попытаться привести в соответствие ВРИ земельного участка с тем видом деятельности, который реально используется. Чаще всего приходится:
Если такой вариант собственника не устраивает (или категорию земли поменять невозможно), придется отказаться от прежней деятельности и снести несанкционированные постройки.
Чтобы не получить наказания за небрежное отношение к сельхозугодиям, рекомендуется следить за их внешним видом, хотя бы раз в год скашивать траву, культивировать и облагораживать участок.
Получив уведомление о штрафе, землепользователь может выбрать один из трех сценариев поведения.
Вид разрешенного использования земли – важная характеристика земельного участка. Самовольное отклонение от ВРИ чревато штрафами и другими затратами. Специалисты настоятельно рекомендуют вместо того, чтобы идти на такой риск, заручиться официальными разрешениями на изменение ВРИ, либо быть готовым к серьезным негативным последствиям.
Оценка статьи:
Градостроительный Кодекс
Статья 37 Градостроительного Кодекса РФ посвящена классификации ВРИ, которые делятся на три разряда:
- Главные (основные, обязательные) — в отношении этих ВРИ действуют федеральные законы, они составляют основу градостроительного регламента муниципальных образований. Покупая землю или оформляя аренду, правообладатель может выбрать лишь один вид использования, допускаемый в данной категории земель. Менять ВРИ собственники могут только по особому разрешению муниципальных органов в рамках федерального законодательства и градостроительного плана.
- Условно-разрешенные – виды деятельности, немного расширяющие полномочия собственника или арендатора ЗУ в пределах основного ВРИ (например, изменить параметры здания на участке под жилье/организовать фитнес-центр на бизнес-участке и т. д.). Разрешение на условно-разрешенный вид деятельности дает местная администрация только после проведения экспертизы и анализа общественного мнения. (Ст. 39).
- Вспомогательные – способы хозяйственного использования земли, тесно связанные с основным и условно-разрешенным видом деятельности: туалеты для посетителей построенных объектов; детские площадки у жилых домов, гаражи и т. д. Такие виды использования территории выбираются правообладателями ЗУ самостоятельно, не требуют дополнительного согласования.
Классификатор ВРИ
Основным руководством для деятельности на землевладении является Классификатор основных ВРИ, вступивший в действие в 2022 году. В нем описаны все способы хозяйствования на ЗУ и все объекты, которые можно возводить на конкретном участке.
1. Земли сельскохозяйственного назначения. Использование этих земель предполагает занятие одним из видов сельхозпроизводства: растениеводство, животноводство, разведение пушных зверей пчеловодство, рыболовство, научные исследования.
Обратите внимание: любые виды капитального строительства на полевых участках, расположенных вне поселений, категорически запрещены и расцениваются как использование земли не по назначению.
Разрешены лишь постройки, непосредственно связанные с видом с/х деятельности: загоны для скота, свинарники, склады для хранения и первой переработки. Земли, на которых разрешены постройки для длительного хранения сырья и его глубокой переработки, имеют в Классификаторе ВРИ под номером 1.15. Строительство объектов для технического обслуживания с/х: гаражей, мастерских, водонапорных сооружений — возможно на участках с классификационным номером 1.18. Совмещать на одном участке 2 основных ВРИ не допускается.
2. Земли поселений. В границах поселений различаются такие ВРИ:
- На участках ИЖС и ЛПХ (2.1-2.2) разрешено строительство индивидуального жилья с ограниченными параметрами и только для одной семьи.
- Территории для многоквартирных жилых построек (2.3-2.6) допускают сооружение подземных гаражей, автостоянок, детских площадок. Деятельность по обслуживанию населения на них не допускается.
- Участки для обслуживания населения (бытового, коммунального, социального, культурного медицинского и т. д.) имеют свой классификационный номер ВРИ (3.1-3.10), любая другая деятельность на них будет нарушением закона.
- Предприниматели, желающие использовать ЗУ для извлечения прибыли, обязаны оформить его с соответствующим ВРИ (4.1-4.10).
3. Земли лесного фонда. ЗУ в лесной зоне имеют виды разрешенной деятельности с классификационными номерами 4.1-4.5: на них можно проводить работы по заготовке древесины, сбору орехов, грибов, живицы, лекарственных трав. Допускается строительство несложных сооружений для просушки сырья, переработки грибов, хранения древесины.
Целевое назначение и вид разрешенного использования своего участка собственник /арендатор может легко узнать онлайн в течение нескольких минут. Для этого надо ввести кадастровый номер или адрес искомого участка в поисковое поле публичной кадастровой карты. Для того чтобы получить официальные сведения, следует заказать выписку из ЕГРН на сайте Росреестра (стоимость от 300 руб.).
Использование земли не по назначению расценивается как административное нарушение, карается законом — с каждым годом все строже.
Кодекс об административных правонарушениях
Различным нарушениям в использовании ЗУ посвящена Статья 8.8 КоАП РФ. Граждане, которые используют землю, отступая от закона, несут наказание в виде уплаты штрафа. Размеры выплат связаны с кадастровой стоимостью земли – чем она выше, тем больше штраф.
Крайней мерой наказания яввляется изъятие у собственника земельного надела.
Судебная практика по делам о нецелевом использовании земли
Судебная практика по делам о нецелевом использовании ЗУ иллюстрирует старинную русскую поговорку – «Закон, что дышло (как повернул, так и вышло)». Решения суда применяются по обстоятельствам, зависят от воли властей и от финансовых возможностей истцов и ответчиков.
Пример 1. СНТ подало иск в суд, чтобы опротестовать штрафные санкции местной администрации. Органы власти обвинили членов товарищества в том, что приобретенный в октябре участок в мае зарос травой. В качестве наказания был выписан штраф в размере 40 тыс. руб. Члены товарищества аргументировали свою позицию следующим образом:
- не истёк положенный законом двухлетний период хозяйственного освоения земли;
- не было возможности полноценно обработать полученную поздней осенью землю.
Суд признал доводы товарищества несущественными, обвинил его членов в нецелевом использовании и утвердил штрафные санкции администрации.
Пример 2. Собственник участка под ИЖС больше 5 лет не проводил на нем строительных работ, хотя поставил изгородь и регулярно скашивал траву. Местные власти наложили на него административное взыскание в виде штрафа в 10 тыс. руб. Собственник участка собрал документы для судебного обжалования штрафных санкций:
- заявления в Росреестр и местную администрацию, в которых изложил причину своего бездействия – отсутствие дорог и коммуникаций;
- ответы этих органов на свои заявления;
- межевой план участка.
Рассмотрев материалы, суд принял решение об отмене штрафа, т. к. собственник земли прикладывал усилия для поддержания порядка на участке, в то время как местная администрация нарушила свою часть обязательств договора купли-продажи и не обеспечила условий для строительства.
Пример 3. Компания приобрела землю с ВРИ «Гостиничное обслуживание» (4.7), однако вместо обещанного отеля возвела на этом месте вышку для связи и офис для руководства (4.1). После получения уведомления о штрафе (100 тыс. руб.), компания подала иск о неправомерном наложении штрафа. Суд отменил штрафные санкции, посчитав, что самовольное изменение ВРИ не противоречит целевому использованию участка в категории «земли поселения».
Пример 4. Компания приобрела ЗУ для организации научно-исследовательской деятельности (3.9). Подавляющая часть помещений в здании на этом участке использовалась с этой целью. Пустующие помещения компания сдавала в аренду под офисы (4.1). Из-за этого она получила уведомление от Росреестра о штрафе в 700 тыс. руб. за нецелевое использование земли. Суд первой инстанции, апелляционный суд отменили решение о штрафе, т. к. использование ЗУ соответствовало ВРИ – на нем велись научно-технические разработки, а сдача помещений в аренду связана не с эксплуатацией земли, а с использованием капитального объекта, построенного на ней.
Однако кассационный суд, куда обратился Росреестр, признал штраф законным. Он обосновал это тем, что все объекты должны следовать судьбе ЗУ, на котором находятся. Налоговая ставка на землю с ВРИ под научные исследования будет меньше, т. к. эта деятельность не является чисто коммерческой. Сдача помещений в аренду связана с получением прибыли – на такой вид использования государство устанавливает повышенный налог. Малосущественное отклонение от ВРИ стоило компании около ¾ миллиона рублей.