Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

Доброго времени суток, дорогой гость! В этой статье мы обсудим тему Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь! Надеемся, что информация Вам пригодится

Комментарий к статье 39.3 ЗК РФ

Комментируемой статьей установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Речь в данной статье идет только о случаях возмездной передачи в собственность земельных участков на основании договоров купли-продажи, случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность урегулированы ст. 39.5 ЗК РФ.

Так, по общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Порядок организации и проведения аукциона урегулирован ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

Следует отметить, что ранее действовавшая ст. 30 ЗК РФ также предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п.2 ст. 30 ЗК РФ). Вместе с тем земельным законодательством предусматривался ряд исключений из этого правила, которые нашли отражение и в комментируемой статье.

Необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка, правило о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на аукционе распространяется и на земельные участки, вид разрешенного использования которых не предусматривает возможности строительства (ст. 34 ЗК РФ предусматривала возможность продажи земельных участков для целей, не связанных со строительством без проведения торгов).

Второй существенный момент — комментируемой статьей установлен четкий перечень случаев, когда продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. При этом можно выделить следующие группы таких случаев.

1. Продажа гражданину или юридическому лицу (его членам) земельных участков, образованных из ранее предоставленного такому гражданину или юридическому лицу земельного участка (подп.1-5 п.2 комментируемой статьи).

Наличие указанных случаев обусловлено тем, что уже имеется правообладатель исходного земельного участка, права которого зачастую возникают в результате заключения договора аренды по результатам аукциона.

Так, прежде всего без торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключен договор о комплексном освоении территории (п.1).

Следует отметить, что институт комплексного освоения земельного участка не является совершенно новым для российского законодательства. Так, согласно ст. 30.2 ЗК РФ (действовавшей до вступления в силу Закона N 171-ФЗ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, мог быть предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с тем данный институт претерпел существенные изменения.

Во-первых, законодатель разделил ранее существовавший договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства на два взаимосвязанных договора. Это договор аренды земельного участка, порядок заключения которого регулируется ЗК РФ, и договор о комплексном освоении территории. При этом содержание договора о комплексном освоении территории, права и обязанности сторон, порядок расторжения данного договора урегулированы Градостроительным кодексом РФ (ст. 46.4). Такое разделение следует признать обоснованным, поскольку включение всех условий, связанных непосредственно с комплексным освоением территории (разработка документации по планировке территории, строительство, благоустройство), с одной стороны, не соответствует предмету договора аренды земельного участка, с другой — непонятны последствия образования из исходного земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды для комплексного освоения, иных земельных участков, поскольку, по сути, меняется предмет договора аренды и требуется заключение нового договора.

Во-вторых, учитывая, что в целом идея комплексного освоения территории показала свою эффективность, поскольку позволяет осваивать значительные по площади земельные участки, Законом N 171-ФЗ предусмотрено распространение института комплексного освоения территории на случаи любого строительства, а не только жилищного.

В-третьих, исключена возможность расторжения договора комплексного освоения территории по соглашению сторон — только по решению суда, а также уточнены условия такого договора, введена необходимость разработки графиков освоения территории с детальной регламентацией каждого мероприятия, что направлено на более эффективное освоение земельных участков.

Необходимо отметить, что не все земельные участки, образованные из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, подлежат продаже лицу, с которым заключен соответствующий договор. Так, если договором о комплексном освоении территории обязанность по созданию объектов инфраструктуры возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, то предназначенные для размещения таких объектов земельные участки, а также земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования, не могут быть предметом купли-продажи (подробнее см. комментарий к ст. 39.16 ЗК РФ).

Из общего предусмотренного подп.1 п.2 комментируемой статьи правила о предоставлении образованных земельных участков непосредственно лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, есть ряд исключений. Первое относится к земельным участкам, образованным из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для индивидуального жилищного строительства, предоставляются гражданам — членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой же некоммерческой организации, а участки, относящиеся к имуществу общего пользования, — некоммерческой организации как юридическому лицу (подп.2, 4).

Второе исключение касается земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Такие земельные участки вообще не подлежат продаже, а могут быть только предметом договора аренды. Это связано со спецификой договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (подробнее см. комментарий к ст. 39.6 ЗК РФ). В дальнейшем такие земельные участки могут быть реализованы собственникам построенных на них объектов недвижимости по основанию, предусмотренному подп.6 п.2 комментируемой статьи.

Подпунктом 3 и 5 урегулированы вопросы предоставления земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предоставляются гражданам — членам некоммерческой организации. Это связано с тем, что в данном случае исходный земельный участок предоставляется некоммерческой организации для удовлетворения потребностей конкретных граждан, более того, для ведения садоводства и огородничества площадь земельного участка рассчитывается исходя из численности объединения (ст. 39.10 ЗК РФ). Земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения дачного хозяйства, и относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется некоммерческой организации как юридическому лицу. Важно обратить внимание, что земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства или огородничества, и относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются некоммерческой организации бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

________________
Подробнее о дифференцированном подходе к регулированию отношений, связанных с предоставлением созданным гражданами некоммерческим организациям и их членам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, см. комментарий к ст. 39.10, 39.11 ЗК РФ.

2. Следующий случай продажи земельного участка без торгов вытекает из предусмотренного подп.5 п.1 ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов и предусматривает продажу земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них (подп.6 п.2 комментируемой статьей). Следует отметить, что продажа земельных участков по данному основанию возможна только в случае, если все здания, сооружения или помещения в них находятся в частной собственности, и все собственники (участники долевой собственности) таких зданий, сооружений, помещений в них обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 39.20 ЗК РФ).

В данную группу оснований можно также включить случай, предусмотренный п.20 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которому граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2021 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2021 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приобретают земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, без торгов в собственность или в аренду по выбору указанных граждан и юридических лиц в соответствии с правилами, установленными главой 5.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Третья группа оснований для предоставления земельных участков по договорам купли-продажи без проведения торгов — это продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п.2 ст. 39.9 настоящего Кодекса (подп.7 п.2 комментируемой статьи). Фактически речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обязанность которого вытекает из п.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В комментируемом подпункте речь идет только об юридических лицах, поскольку в отношении граждан предусмотрена процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в соответствии с п.9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

Анализируя данную группу оснований необходимо отметить, что п.3.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрена возможность приобретения арендатором в собственность земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, также в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

4. Следующая группа случаев продажи земельных участков без проведения торгов вытекает из Федерального закона от 24 июля 2021 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Сюда относятся случаи предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подп.8 п.2). Так, согласно п.5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

________________
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст.3018; 2003. N 28. Ст.2882; 2004. N 41. Ст.3993; N 52. Ст.5276; 2005. N 30. Ст.3098; 2008. N 20. Ст.2251; N 49. Ст.5748; 2009. N 19. Ст.2283; 2011. N 1. Ст.32, 47; 2012. N 26. Ст.3446; N 27. Ст.3587; 2013. N 23. Ст.2866; N 49. Ст.6328; N 52. Ст.7011.

Подпункт 9 п.2 комментируемой статьи предусматривает возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение целого ряда условий. Так, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает только по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу. Участок должен использоваться надлежащим образом. Кроме того, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Последние условие обусловлено тем, что иной подход приводит к неопределенности вопроса о внесении платы за использование земельного участка в период с даты прекращения договора аренды и до возникновения права частной собственности на земельный участок.

Следует отметить, что данное основание приобретения в собственность земельного участка было перенесено из п.4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ. При этом данное основание претерпело изменения. Так, помимо вышеуказанных условий было установлено, что возможность приобретения в собственность распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (независимо от категории земель). Данный подход представляется верным, поскольку само по себе отнесение земельного участка к той или иной категории не гарантирует его использование в соответствии с определенным разрешенным использованием. С другой стороны, различное правовое регулирование в отношении земельных участков одного вида разрешенного использования только на основании отнесения их к разным категориям представляется недостаточно обоснованным, тем более учитывая, что законодатель предусмотрел возможность установления разных видов разрешенного использования в рамках одной категории земель и возможность уполномоченных органов изменить категорию земель без согласования с правообладателем земельного участка (например, путем изменения границы населенного пункта).

________________
При этом в соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2021 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч.1). Ст.27) под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

5. Пункт 2 комментируемой статьи также предусматривает возможность продажи без проведения торгов земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При этом такая продажа возможно только в случае, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ, — при условии предварительного извещения о возможности приобретения земельного участка для указанных целей и отсутствия иных заинтересованных в приобретении такого земельного участка лиц.

Таким образом, в отличие от ранее действовавших норм ЗК РФ комментируемой статьей установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов.

________________
Наличие ряда дополнительных случаев в Законе N 137-ФЗ не противоречит данному выводу, поскольку предусмотренные им случаи носят временный характер и в силу юридико-кодификационных требований не могут быть включены в основной текст ЗК РФ.

Следует также отметить, что во всех случаях, предусмотренных п.2 комментируемой статьи, предусмотрена также возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов (п.2 ст. 39.6 ЗК РФ). В связи с этим важно отметить, что, в случае если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (п.6 ст. 39.14 ЗК РФ).

Пункт 3 также устанавливает новое для ЗК РФ правило, согласно которому в случае признания торгов не состоявшимися и наличия лиц, соответствующих условиям аукциона, договор купли-продажи земельного участка заключается с данным лицами (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 39.3 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.3 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 (ред. от 18.05.2021)

«Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (вместе с «Правилами формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего

О разделе «Земельный кодекс (ЗК РФ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Земельный кодекс. Комментарии к статьям кодекса вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 39.3 ЗК РФ», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: