Здравствуйте. В данной статье Вы узнаете про Приватизация земли под многоквартирным домом. Все вопросы можете сразу писать консультанту. Надеемся, что мы сможем решить Ваш вопрос
Кто может приватизировать
В законодательных актах определен круг лиц, которые могут обратиться в муниципальные органы с заявлением о приватизации:
- компания-застройщик жилого дома;
- общее собрание жильцов;
- отдельный собственник жилого или нежилого помещения (как физическое, так и юридическое лицо), независимо от мнения других владельцев квартир;
- некоторая группа собственников квартир, несогласных с решением общедомового собрания.
В случае, если с заявлением обращается застройщик, то будущие владельцы квартир при покупке уже будут иметь право собственности и на часть придомовой территории
Размер доли земли каждого владельца жилого или нежилого помещения определяется соразмерно площади его квартиры (помещения) к общей площади дома.
Обращаться за приватизацией придомовой территории может только собственник помещения в доме. То есть если квартира муниципальная, то и права на приватизацию придомовой территории нет. О том, как приватизировать квартиру, вы можете узнать в этой статье.
Процедура формирование ЗУ
Согласно нормам уже многократно упомянутой ст.16 Закона о введении ЖК РФ, вопросами создания и постановки участка на учёт занимаются органы госвласти или власти муниципальной (далее – также «Органы МСУ»). Т. е., для того, чтобы запустить процедуру по выделению ЗУ под МКД, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местную мэрию (по месту нахождения МКД).
Администрация должна провести все расходы по межеванию за свой счёт.
Отказаться от выполнения данной обязанности органы МСУ не могут, т. к. обязанности эти установлены прямым указанием закона.
Рекомендуем ознакомиться:
Однако процедура может оказаться небыстрой. Мало того, что сроки для осуществления процедуры закон не устанавливает, так еще и бюджета у органов МСУ может просто на данные цели не хватить. Бюджет местной администрации в расходной и доходной частях формируется заблаговременно, и если квартировладельцы принимают решение о приватизации, когда бюджет полностью сформирован, то есть риск того, что денег на все требуемые мероприятия на самом деле может не быть, и придётся ждать следующего года, когда будет формироваться новый бюджет, уже с учётом данных расходов. Ведь кадастровые работы требуют заключения договора со специализированной организацией, а их услуги дешёвыми не назовёшь.
Кроме того, когда муниципалитет будет заключать договоры на межевание, ему придётся проводить конкурс, который обязателен для всех заключаемых муниципальных контрактов, а это также занимает определённое время. Им нельзя просто взять и заключить контракт с первым понравившемся кадастровым инженером – необходимо объявлять конкурс и выбирать лучшее по цене предложение.
Границы участка будут определяться по естественным границам смежных с ним участков, с учетом элементов озеленения и благоустройства МКД, транспортных, инженерных систем. Но, как уже отмечалось выше, земельный участок никак не может быть меньше той площади, которую занимает сам дом.
Если деньги в бюджете нашлись, то это просто замечательно. Значит, муниципалитет проведёт все необходимые работы по межеванию и постановке участка на государственный кадастровый учет.
Правовая основа приватизации
Согласно нормам ранее уже упоминавшейся ст.16 Закона о введении ЖК РФ, если участок под МКД не был размежёван (т. е. создан, выделен из всей остальной окружающей его земли) до 01 марта 2022 года (это дата введения ЖК РФ), тогда никакого права собственности у владельцев квартир на него нет.
Но такого права нет только лишь по одной простой причине: потому что нет самого участка – его не создали.
Понятия «земля» и «земельный участок» – совершенно не идентичные с точки зрения юриспруденции. Владеть на праве собственности можно только «земельным участком». Земля – это вообще вся земля, что есть, не имеющая никаких границ. Чтобы часть земли стала именно «ЗУ», она должна быть размежёвана (у неё появятся границы) и поставлена на кадастровый учет в Росреестре (у неё появятся идентифицирующие признаки) – то есть, участок станет объектом недвижимости, на который могут приобретаться соответствующие права.
Итак, если ЗУ под МКД до обозначенной в законе даты образован был, то он перешел в общую собственность всех квартировладельцев дома на безвозмездной основе.
Никаких дополнительных приватизационных мероприятий жильцы производить не должны.
Новые собственники, которые приобретают квартиры, становится и владельцами участка.
Если же до обозначенной выше даты участок образован не был, и как следствие, право общей собственности у жильцов не возникло, следует руководствоваться положениями ст.16 Закон о введении ЖК РФ.
Согласно им, чтобы создать ЗУ под домом, необходимо произвести ряд последовательных действий:
- Созвать и провести общее собрание жильцов.
- Принять решение о выделении участка (решение будет считаться принятым, если за него отдадут голоса 50% жильцов + 1 голос, т. е., будет принято простым большинством голосов);
- Уполномочить лицо, которое обратится с соответствующим заявлением во властные органы (при этом стоит заметить, что Конституционный Суд признал норму «об уполномоченном лице» частично не соответствующей Конституции и указал, что обратиться с заявлением может абсолютно любое лицо их числа жителей – по мнению суда, норма об «управомоченном» лице ущемляет законные права и интересы иных владельцев помещений).
Когда участок сформируют и поставят на кадастровый учет (т. е., после того, как участок станет объектом недвижимости), он станет собственностью всех домовладельцев.
Вот именно этот переход собственности и будет называться «приватизацией земельного участка».
Положительные и отрицательные стороны приватизации участка под МКД
Оформление земли под многоквартирным домом налагает на домовладельцев определенные обязанности, а не только предоставляет права.
Позитивные последствия для жильцов, которые за собой повлечет приватизация земельного участка:
- теперь без согласия жильцов станет невозможно использовать земельный участок, относящийся к МКД – никто не построит никаких увеселительных заведений, не возведёт пивной ларёк и не проложит коммуникации. Всё только с согласия собственников (этот пункт, как правило, рассматривается как основное преимущество);
- изъять участок для нужд государства теперь можно только через уплату соответствующей компенсации;
- собственники получат право сдавать часть участка в аренду и получать прибыль;
- наличие оформленного земельного участка, как правило, увеличивает рыночную стоимость квартир;
- собственники получают возможность использовать земельный участок по своему усмотрению, создавать на нём детские площадки, например.
Перед тем как оформить землю под многоквартирным домом в собственность, следует помнить и об отрицательных последствиях такого шага. Но из того, что действительно можно отнести к отрицательным моментам, выделяется, пожалуй, только один пункт: бремя содержания участка будут нести сами собственники. Если у них заключён договор с управляющей организацией, то земельный участок, как объект общего имущества, будет обслуживаться ею. Соответственно, возрастёт цена услуг управляющей компании.
С 2022 года земельные участки под МКД перестали являться объектами налогообложения, поэтому никакого земельного налога за них платить не придётся.
До 2022 года такой налог на самом деле уплачивался, и этот факт рассматривался ранее как основное негативное последствие приватизации. Хотя справедливости ради нужно заметить, что такой налог составлял не столь внушительные суммы, чтобы они хоть как-то влияли на семейный бюджет. Да и уплачивать налог нужно было всего лишь 1 раз в год.
Приватизация возможна только в том случае, если до 01.03.2005 участок создан не был. Если он сформирован был, то владельцы жилья уже обладают им совместно – на праве общей долевой собственности.
Если МКД еще не имеет под собой юридически оформленного участка, то вопрос о его создании в правомочии самих жильцов. Если домовладельцы пожелают оформить участок, то для этого нужно лишь созвать собрание и обратиться в местную администрацию с заявлением. Самостоятельно, разумеется, межевание и регистрацию жильцам производить будет не нужно.
Выгоды такого мероприятия очевидны. Собственники становятся более защищёнными от посягательств третьих лиц на придомовую территорию. Теперь никто без ведома самих жильцов не сможет заняться постройкой каких-нибудь павильонов или ларьков. Такое соседство далеко не каждому было бы по душе. Кроме того, участок теперь невозможно будет изъять для государственных нужд без выплаты соответствующей компенсации.
Особенности правового регулирования общей собственности жилого дома
Перед тем, как приступить к разбору вопроса, можно ли проводить приватизацию участков под многоквартирными домами, следует разобраться с дефинициями, которые неоднократно будут использованы далее.
Многоквартирный дом (далее – также «МКД») – строение, предназначенное для проживания людей, в нём должно быть как минимум две квартиры, а у квартир – обособленные выходы в помещения общего использования (например, подъезды), либо на придомовой участок.
Если дом вышеуказанными признаками не обладает, то он не многоквартирный.
В частном доме на одного хозяина, когда последний является лицом, которое и владеет всем само, и отвечает за весь дом само, то у МКД совершенно иное правовое положение. Это связано с тем, что у МКД есть квартиры, которыми владеют отдельные лица, и есть имущество общее, которое принадлежит «всем сразу», и которым пользуются все проживающие в таком доме.
К такому имуществу относятся:
- Все помещения, которые не являются составными частями площади квартир (лестничные клетки, чердачные и подвальные помещения и все иные подобные).
- Крыша и все её технологические элементы (трубы, вытяжки, стропила, шифер и т. д.).
- Несущие конструкции (это стены и перекрытия, без которых дом просто развалится).
- Ограждающие конструкции общего назначения (двери в подъезде, например), иное общее имущество, которым пользуются все жильцы (перила, крыльцо и т. д.).
- Электротехническое оборудование, которое необходимо для общего обслуживания дома (проводка до квартир, распределительные щитки, лифты со всеми механизмами и прочее);
- Измерительные общедомовые приборы для учета поступающих в дом коммунальных ресурсов;
- Земельный участок (далее по тексту – «ЗУ»).
То есть, существуют две грани имущества, имеющегося в МКД – личное (квартиры и всё, что в них, включая и проводку и водопроводные трубы) и общее (согласно описанию выше).
Земельный участок, в числе прочего, также относится к общему имуществу дома. У такого имущества особенное правовое положение – оно принадлежит сразу всем хозяевам квартир и не делится на отдельные кусочки для каждого.
Об этом прямо говорят статьи 36 ЖК РФ и 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (далее – также Закон о введении ЖК РФ). В данных нормах права императивно устанавливается, что ЗУ, на котором стоит дом, принадлежит всем владельцам помещений МКД на праве общей долевой собственности. Только так и никак иначе. Никаких оговорок.
Что данные нормы значат для жильцов? Согласно им, такой участок является единым и неделимым. Ошибочно предполагать, что приватизация ЗУ под МКД сделает кого-либо из квартировладельцев полноправным хозяином какого-то клочка земли под окнами дома, на котором сможет делать всё, что душе угодно. Это совершенно не так. Приватизация применительно к данному конкретному случаю представляет собой процесс, результатом которого станет возникновение у всех хозяев помещений права общей собственности на него.
Все ЗУ под домами – это исключительно общая собственность всех хозяев помещений дома. Они едины и неделимы, и из них нельзя выделить некую часть, которая принадлежала бы отдельным её жильцам. Закон таких исключений не устанавливает.
Казалось бы, всё просто, но что такое земельный участок с точки зрения закона? Это участок, где расположен сам дом, а также элементы его благоустройства (скамейки, сушилки для белья, детская карусель, место под стоянку средств передвижения и прочие объекты, созданные для нужд жильцов такого дома) и озеленения (деревья, насаждения кустарников, клумбы с цветами и т.д.).
Площадь, которая занята самим домом – это минимальный размер такого участка. Меньше он быть не может.
Следует обратить внимание, что в вышеназванных статьях ФЗ закона чёрным по белому написано, что земельный участок и так принадлежит всем хозяевам помещений. Это может вызвать определенные затруднения у людей, которые не является юристами, и не разбираются в правовых тонкостях. Если жильцы и так собственники, то что тогда приватизировать?
Приватизация – это возмездная либо безвозмездная передача собственности государственной в частные руки.
Рекомендуем ознакомиться:
Как можно приватизировать то, что и так уже по закону принадлежит владельцам квартир?
Чтобы разобраться в сущности вопроса, необходимо обратиться к нормам ЖК РФ.
Регистрация права на участок под МКД
Итак, органы МСУ всё требующееся от них исполнили – ЗУ выделен и состоит на кадастровом учёте. Нужно ли проводить какие-либо мероприятия жильцам, чтобы зарегистрировать своё право на него?
Нет, никаких подобных мероприятий не требуется. Согласно закону, право на общее долевое имущество следует за «основным» правом собственности на помещение в доме.
Другими словами, общая собственность на ЗУ вытекает из права собственности на квартиру или иное помещение в доме. Права хозяев квартир на участок возникают одновременно с появлением прав на квартиру, и утрачиваются, когда квартира переходит в собственность иных лиц.
Регистрировать права на участок как-то отдельно не требуется – достаточно того, что само право на помещение уже зарегистрировано.
Доля владения участком пропорциональна квартирной площади, коей владеет жилец.
В реестре записи о том, что участок владеет «Дядя Ваня и Ко» никто не найдет – нужно смотреть, кто владеет квартирами, и делать вывод, что и участком владеют те же самые лица.