Добрый день, уважаемые посетители. Ниже подробно описана тема Предоставление земельного участка под строительство. Если у Вас возникли вопросы, смело задавайте их ниже, это бесплатно. Надеемся, что информация окажется Вам полезна
Предоставление гражданам земли для ИЖС и регистрация права собственности на неё
Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность или на правах аренды возможно для лиц, проживающих в поселках и городах. На основании п. 2 с. 28 Земельного кодекса РФ, разрешение и предоставление такого объекта носит платный характер.
Однако Земельный кодекс, федеральные законы и законы отдельных субъектов РФ предусматривают случаи бесплатной передачи земельных участков в собственность как физических, так и юридических лиц.
Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство гражданам в качестве объекта собственности осуществляется по следующему алгоритму:
- Обращение в исполнительный орган местной администрации городского округа или администрации района, полномочия которого основаны на ст. 29 ЗК РФ.
- Подача заявления о предоставлении сформированного земельного участка в письменной форме и ожидание решения на протяжении последующих 14 дней. При несформированном участке с исходными данными в заявление вносится просьба о формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
- Участки для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с нормативными актами, утверждёнными ОМСУ (органами местного самоуправления), имеют ограничения. Минимальный и максимальный размер земельного участка как объекта чётко зафиксированы.
- Генеральным планом города, а также правилами землепользования и застройки регулируется предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в черте города.
Участок под индивидуальное жилищное строительство в качестве объекта собственности регистрируется по закону в соответствии по следующему общему порядку:
1-й этап – сбор необходимых документов:
- — паспорт;
- — кадастровый план земельного участка – в случае его отсутствия поможет местный кадастровый орган;
- — договор купли продажи, судебное решение о признании права собственности, постановление местной власти о выделении земли и т.д.;
- — заявление о государственной регистрации земли на праве собственности;
- — квитанция об уплате государственной пошлины.
2-й этап: сдача пакета документов на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Росреестре (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), управомоченным выдавать свидетельство о праве собственности.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база, на основании которой осуществляется предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство главным основана на Градостроительном Кодексе Российской Федерации. Однако в некоторых случаях применяются статьи из Земельного Кодекса. Это обусловлено проверкой совпадения статуса земельного участка – определения правомерности выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в данном месте.
Органы, выдающие разрешение на ИЖС
Разрешение на индивидуальное жилищное строительство окончательно выдается местными органами власти. Таким образом, земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, в отношении которого соблюдены многочисленные процедуры, удостоверяется документом, заверенным подписью главы администрации. Именно данный факт знаменует получение необходимого разрешения.
Охарактеризуем органы и инстанции, в которых на основании закона согласовывается разрешение на индивидуальное жилищное строительство:
- — архитектурная часть проекта согласовывается в местном отделении Государственного архитектурно-строительного надзора;
- — разрешение в Государственном пожарном надзоре, курирующем данную местность;
- — учреждения, в ведении которых находятся подземные, наземные и воздушные коммуникации на территории, на которой находится земельный участок;
- — контрольная проверка и получение разрешительных документов в потребительском надзоре;
- — разрешение на индивидуальное жилищное строительство закон требует согласовывать также и в районном комитете водного хозяйства, если выдается разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства как объекта в водоохранной зоне.
Индивидуальное жилищное строительство на земельном участке требует от заинтересованных в этом лиц не только готовности к организации самого процесса строительства, но и соблюдения ряда юридических процедур. Однако часть, связанная с документальным сопровождением строительства, не должна пугать будущих собственников домов, поскольку она направлена не на препятствование осуществлению имущественных прав граждан, но на полное закрепление этих прав.
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут
Срочный вопрос
Мусор на выделенном участке
„
У нас ребенок инвалид, получили бесплатно участок под строительство дома, На деле на участке оказались горы мусора от сноса жилых домов, Вопрос — кто должен убрать этот мусор, Наверное рекультивацией после сноса домов должна была заниматься администрация поселения?
“
Николай03.08.2022 09:00
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (0)
Разведение лошадей и свиней ,норма площади и расположение к соседям
„
Соседи граничащие с нами соорудили забор белее 3 метров ,от него меньше метра возвели капитальное строение за месяц и завезли 3 лошади и в сарае к забору за 0,5 метров свиней. Весь участок соседей с домом 10 на 10 составляет менее 5 соток. Нарушив красную границу они увеличили к дороге участок и перенесли туда теплицу. Написав во все инстанции ,администрацию города ,(т.к.глава АДМ. Поселка не реагирует ) в Роспотребнадзор,в архитектуру,санпеддемстанцию и МЧС. МЧС откликнулись но толку нет. Прошел месяц. У нас нельзя открыть окна вонь страшная и по проулку шлейф ужасный. Появились мухи и страх о том ,что и крысы будут.Прошу совета,как быть. Хотелось решения и работы закона не обращаясь и не доводя до суда.
“
Наталья08.07.2022 19:39
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (1)
Добрый вечер.
Обращайтесь в прокуратуру. Если они так же не отреагируют (по идее должны обратиться с иском к соседу), то обращайтесь в суд сами с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
«СНиП 30-02-97*. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ»
6.7. Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть:
от жилого строения (или дома) — 3;
от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4;
от других построек — 1 м;
от стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м;
от кустарника — 1 м.
Расстояние между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя) , если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др. ) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.) .
При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок.
6.8. Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть, м:
от жилого строения (или дома) и погреба до уборной и постройки для содержания мелкого скота и птицы — 12;
до душа, бани (сауны) — 8 м;
от колодца до уборной и компостного устройства — 8.
Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках.
6.9. В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению (или дому) помещения для мелкого скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом.
В этих случаях расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например:
дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м) ;
дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4 м) .
http://msud137.krd.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=2556 судебная практика http://msud257.krd.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=3407
Сазонов Сергей Владимирович15.07.2022 03:22
«СНиП 30-02-97*. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ» 6.7. Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) — 3; от постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4; от других построек — 1 м; от стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м; от кустарника — 1 м. Расстояние между жилым строением (или домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя) , если элементы дома (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др. ) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.) . При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок. 6.8. Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть, м: от жилого строения (или дома) и погреба до уборной и постройки для содержания мелкого скота и птицы — 12; до душа, бани (сауны) — 8 м; от колодца до уборной и компостного устройства — 8. Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках. 6.9. В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению (или дому) помещения для мелкого скота и птицы должны иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом. В этих случаях расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например: дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м) ; дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4
Дубровина Светлана Борисовна16.07.2022 00:00
разрешение на строительство
„
Добрый день. Есть участок под строительство ИЖС в аренде до конца марта 2022 г., аренда была продлена в 2022 для завершения строительства. Но само разрешение заканчивается 29 июня 2022 г. Обязательно ли продлевать разрешение, если срок действия аренды заканчивается в 2022 г.
“
Екатерина25.04.2022 03:01
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (0)
Добрый день!
Несмотря на прозрачность законодательства, многие застройщики не знают, что делать, если просрочено разрешение на строительство. Для начала стоит прийти в уполномоченный орган архитектуры и подать заявку. Сделать это можно лично, через Интернет или МФЦ (при наличии такой услуги). Если исходить из ГрК РФ заявителям доступно продление срока действия в автоматическом режиме на 1,5 года и более. Допускается продолжение работ по строительству и восстановлению в течение 10 суток с момента появления обстоятельств, не дающих закончить работы.
Если срок разрешения на строительство истек, заявитель с большой вероятностью получит отказ в продлении. По законодательству застройщик должен предупредить о намерении за 60 суток и не позже. Кроме заявки подается пакет разрешительной документации. (ст. 51 ГрК РФ).
Что касается заявления, оно оформляется по стандартной форме. Здесь жесткие требования отсутствуют, но некоторые нюансы должны быть отражены в документации:
Орган, куда передается заявка. Реквизиты гражданина (физлица) или компании. Сведения о проектно-сметной документации. Информация о государственном контракте и допуске. Данные о субъекте, ответственном за выполнение строительных работ.
В заявлении также указывается день выданного разрешения, номер и подпись.
Если срок разрешения на строительство истек, придется заново проходить процесс оформления и собирать необходимый пакет бумаг. В случае продления ситуация проще. Требуется передать в уполномоченную структуру паспорт, первоначальные бумаги по строительству и акт состояния работ. Если же установленный период закончился, потребуется ГПЗУ, правоустанавливающая документация на землю, а также планировочная схема ЗУ.
Сайботалов Вадим Владимирович14.06.2022 22:10
Отказывают в подключении к электричеству
„
Здравствуйте. Администрация выделила земельный участок под ИЖС в аренду. На заявление о подключении к электричество в электросетях отказывают ссылаясь на то что Администрация должна построить объекты электроэнергетики, в администрации ссылаются на электросети. На участке уже построил дом. Как добиться подключения электричества?
“
Подкопаев Евгений Владимирович 09.04.2022 08:27
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (0)
Земельное право
„
Прослужив 20 лет в УИС Минюста России Л.В. Иванов решил получить земельный участок для строительства жилого дома. Какими нормативными актами ему следует руководстоваться?
“
Антон08.04.2022 20:47
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (0)
Добрый день! ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 20.12.2000 n 955-iii ГД О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ О СЛУЖБЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ https://www.lawmix.ru/pprf/63675
Дубровина Светлана Борисовна26.04.2022 09:27
могут ли выдавать земельные участки под ижс без коммуникаций
могут ли выдавать земельные участки под ижс без коммуникаций
„
могут ли выдавать земельные участки под ижс без коммуникаций
“
Илья06.04.2022 08:32
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (0)
Добрый день! Земельные участки под ижс без коммуникаций выдавать могут. Получать такой участок или нет Ваше право.
Дубровина Светлана Борисовна25.04.2022 14:01
Что означает тип земельного участка «Для строительства жилого дома»
„
Что на таком участке можно строить и каким законом регулируется величина данного типа земельного участка? Тульская область.
“
Алексей25.02.2022 15:45
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (1)
Дубровина Светлана Борисовна12.03.2022 07:09
Согласна с коллегой.
Захарова Елена Александровна13.03.2022 10:00
Земельный участок
„
Здравствуйте. Могу я получить земельный участок под строительство жилого дома, в собственности жилья нет?
“
Анна20.01.2022 19:38
- Ответ юриста
- Дополнительные вопросы (0)
- Комментарии юристов (1)
Добрый день! Получить земельный участок под строительство жилого дома, Вы можете.
Дубровина Светлана Борисовна15.02.2022 13:08
Согласна с коллегой.
Захарова Елена Александровна18.02.2022 08:00
Автор статьи
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Общие положения предоставления участка в собственность для ИЖС
Категория «предоставление земельных участков» представляет собой отношения, которые возникают в процессе отчуждения определённых земельных участков из государственной собственности или муниципалитета. Законодательство диктует, чтобы целями отчуждения, в частности, выступали:
- аренда участка под индивидуальное жилищное строительство;
- оформление в собственность физическому или юридическому лицу.
Соответственно, возникновение прав собственности обусловлено процедурой административно-правового характера.
Если рассматривать более широкое значение данной категории, то оно характеризует правоотношения, которые возникают в результате распоряжения земельными участками правообладателями разных форм собственности. Формирование данных правоотношений обусловило возникновение следующих видов субъектов правоотношений собственности:
- Собственники земли как субъекты правоотношений собственности;
- Владельцы – правоотношений пожизненного наследуемого владения;
- Арендодатели и арендаторы – правоотношений аренды;
- Землепользователи – правоотношений пользования.
Под индивидуальным землепользованием подразумевается использование гражданами с целью самостоятельного ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества, образование индивидуального строительства, как жилищного, так и гаражного, предоставленных им земельных участков.
В отличие от индивидуального землепользования, смыслом которого является осуществление сельскохозяйственной деятельности, и выделение для этих целей земель сельскохозяйственного назначения, земельный участок для индивидуального жилищного строительства проходит отчуждение и формирование из земель поселений.
Земельный участок для индивидуального жилищного строительства по требованиям индивидуального жилищного строительства, обязан использоваться как территориальный базис, хотя не исключается использование данного объекта с сельскохозяйственными целями. При возведении на подобном земельном участке жилых домов следует отметить обязательность использовать их в качестве объекта для постоянного проживания владельцев. Разрешение на предоставляемый земельный участок под индивидуальное жилищное строительство может быть получено на основании запросов, как отдельных граждан, так и целых организаций, на платной основе и в порядке, предусмотренном предоставлением земельных участков с целью строительства.
4. Бесплатное предоставление земельного участка отдельным категориям граждан и некоммерческих организаций.
Весьма любопытное основание для получения земли.
Данное основание закреплено в п. 7 статьи 39.5 ЗК РФ.
Давайте разберемся, какие категории граждан и организаций могут получить землю бесплатно без торгов.
К сожалению, в Земельном кодексе не указано кто относится к этим отдельным категориям.
Зато федеральным и региональным властям предоставлено право принимать отдельные законы.
В этих закона определяются категории граждан и некоммерческих организаций, имеющих право бесплатно получить землю.
На федеральном уровне я нашел только одну категорию, которая имеет такое право.
Это общероссийские общественные организаций инвалидов и созданные ими компании.
Данные организации могут бесплатно получить землю, на которой расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Проверьте мои слова, изучив статью 3 закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Если вам известны иные категории граждан и организаций, которые имеют право получить землю бесплатно, то поделитесь своим знанием в комментариях.
Потому что чем больше отдаем, тем больше нам возвращается.
5. Бесплатное предоставление земельного участка религиозной организации.
Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья.
А для нас, простых обывателей, это не очень интересно.
Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства.
См. пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ.
Закон о предоставлении земельных участков.
Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.
В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.
Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.
Как это сделать, смотрите в видео.
Таким образом, если хотите реализовать право на
бесплатное предоставление земельного участка в собственность,
то вам нужно:
- найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
- изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
- через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.
Выглядит все достаточно просто.
Но это не означает, что все сложится гладко.
С местными чиновниками наверняка придется повозиться.
Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:
8. Бесплатный Дальневосточный гектар.
С февраля 2022 года любой россиянин может получить 1 гектар на Дальнем Востоке.
Через 5 лет целевого использования земли, Дальневосточный гектар можно оформить в собственность бесплатно.
Заманчивое предложение — получить участок в тайге, где нет дорог и электричества.
И где комары с ног сбивают.
Заместитель губернатора Хабаровского края в одной телепередаче заявил, что сам губернатор (Шпорт В.И.) подыскивает себе участок.
Очень любопытно, что в итоге получится.
Для справки.
Шпорт В.И. проиграл выборы в сентябре 2022 года и быстренько переехал в Москву.
Похоже экс-губернатор Хабаровского не горит желанием осваивать дальневосточный гектар.
Кому интересно получение земли в Дальневосточной тайге, начните с пункта 9 статьи 39.5 ЗК РФ.
9. Предоставление земли застройщикам и иным лицам, попадающим под действие закона о «О содействии развитию жилищного строительства».
Признаюсь, я не изучал данное основание получения участка, потому что не планирую содействовать развитию жилищного строительства.
Уверен, что читателей моего блога, тоже мало интересует подобный способ получения земли.
Если я ошибаюсь, то более подробную информацию см. в пункте 10 статьи 39.5 ЗК РФ.
На этом бесплатные способы получения земли в собственность без торгов закончились.
Если кто-то разочарован, то не обессудьте.
Вы наверняка понимаете, что по-настоящему ценные земельные участки едва ли можно получить бесплатно.
Задавайте вопросы в комментариях к статье: Выписка из ПЗЗ.
Желаю отличного дня и достойной жизни.
➤
3. Бесплатный земельный участок многодетным семьям.
Самое известное в народе основание для получения земли – это бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям.
Если вы имеете 3-х и более детей, то есть шанс бесплатно получить участок.
Общаясь с чиновниками земельных комитетов, я от каждого второго слышу слова: «эту землю вам предоставить не можем, потому что она для многодетных».
А куски земли, зарезервированные для многодетных, я вам скажу, не маленькие.
Но при этом очереди за земельными участками для многодетных семей меньше не становятся.
Депутаты Госдумы нашли способ уменьшить очереди многодетных семей.
Они разрешили местным властям вводить дополнительный критерий для многодетных семей.
Этот критерий лишает многих многодетных семей права на получение земли.
Забота депутатов выразилась в том, что с 01 марта 2022 года граждане не только должны иметь 3-х и более детей, но и должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет.
Можно сказать спасибо депутатам.
Лишили некоторых многодетных семей возможности обеспечить подрастающих детей отдельным жильем, или хотя бы завести огород.
Право на бесплатное предоставление земли многодетным семьям закреплено в п. 6 статьи 39.5 ЗК РФ.
Многодетные семьи могут радоваться тому, что право получить земельный участок на общих основаниях у них пока не забрали.
2. Бесплатное предоставление земельного участка специалистам, работающим по основному месту работы.
Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.
Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.
Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.
Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.
Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.
В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.
Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:
- индивидуального жилищного строительства,
- ведения личного подсобного хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.
Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.
6. Бесплатное предоставление земельного участка под садоводство и огородничество.
Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества.
Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.).
Есть два варианта получить данную землю:
- в собственность некоммерческой организации,
- в общую собственность членов этой организации.
Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК.
1. Бесплатное предоставление земельного участка в собственность после 5 лет безвозмездного пользования.
Звучит весьма заманчиво. Но давайте разберемся в деталях.
Наше государство установило замечательное правило:
Гражданину предоставляется земельный участок в безвозмездное пользование сроком до 6 лет.
Смотрите подпункт 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ.
Для справки.
Не путайте бесплатное предоставление земельного участка и безвозмездное пользование землей.
Бесплатное предоставление предполагает передачу земельного участка в собственность.
То есть получатель участка становится собственником земли, которая достается ему бесплатно.
Безвозмездное пользование предполагает временное пользование землей без взимания платы.
Получатель земли становится землепользователем, а не собственником.
Более подробно в статье: Безвозмездное пользование земельным участком.
Однако не везде дают землю в безвозмездное пользование.
Безвозмездное пользование землей возможно в муниципальных образованиях, которые определенны законом субъекта Российской Федерации.
Другими словами, в регионе должен быть принят закон о безвозмездном пользовании землей.
В законе перечисляются территории, в которых дают землю в безвозмездное пользование.
В любом другом, произвольно выбранном муниципальном образовании, получить участок в безвозмездное пользование не получится.
Но это еще не все.
В безвозмездное пользование предоставляют участки только для определенных целей:
- для индивидуального жилищного строительства,
- ведения личного подсобного хозяйства,
- крестьянского (фермерского) хозяйства.
Для других целей, таких как открытие магазина, автосервиса, дачи и т.д., участок в безвозмездное пользование не дадут.
Вот теперь мы приблизились к вопросу:
В каких регионах земельный участок дают в безвозмездное пользование?
Чтобы через 5 лет получить землю в собственность бесплатно.
Изучить все региональные законы в стране я не берусь, потому что хочу сохранить психическое здоровье.
Поэтому перечислить все регионы, где дают землю в безвозмездное пользование, не смогу.
7. Бесплатное предоставление земельного участка в границах застроенной территории.
Этот способ получения земли касается лиц, которые заключили договор о развитии застроенной территории.
Не самое востребованное у граждан основание, поэтому не буду на нем останавливаться.
Подробности в п. 1 статьи 39.5 ЗК РФ.
бесплатное предоставление земельного участка в собственность.
Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.
При этом, счастливчику важно соблюсти 2 условия:
- использовать земельный участок только по целевому назначению,
- успеть подать заявление о бесплатном предоставлении участка по истечении 5 лет, но до окончания 6-летнего срока безвозмездного пользования.
Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ.
Вас наверняка интересует вопрос:
Как получить земельный участок без специальных знаний?
Получить сейчас
пошаговая инструкция с готовыми шаблонами заявлений, схем и др.
Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.
В итоге, получаем не участок, а разочарование.
Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.
Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.
Переходим ко второму случаю.
Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:
- найти регион, в котором действует закон о безвозмездном пользовании для специалистов;
- изучить данный закон и выбрать муниципальное образование, в котором готовы трудиться 5 лет;
- убедиться, что образование позволяет работать по специальности, которая дает право на получение участка в безвозмездное пользование;
- отработать не менее 5 лет в муниципальном образовании по соответствующей специальности;
- весь срок безвозмездно использовать участок по целевому назначению (ИЖС или ЛПХ) на условиях договора с местной администрацией;
- подать заявление о предоставлении участка в собственность до истечения срока действия договора о безвозмездном пользовании землей.
Условий не мало. Но для специалистов, особенно молодых, это неплохой шанс получить землю.
Единственное, самое вероятное препятствие, которое может стать на пути – это местный чиновник.
Но вы уже знаете лекарство, которое помогает против чиновничьего недуга.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА. ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подробно рассмотрен в ст. 30 ЗК РФ. Но прежде чем переходить непосредственно к предусмотренным ЗК РФ действиям, нужно понять, что собой представляет строительство с точки зрения Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту — ГСК РФ) и какие обязательные действия должны выполнить лица, осуществляющие строительство.
Строительство с точки зрения ГСК РФ представляет собой создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.
Обязанность по предоставлению земельного участка для проведения строительных работ лежит на заказчике строительства (в соответствии со ст. 747 Гражданского кодекса РФ). Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий заказчик строительства должен обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок. ЗК РФ предусматривает нормы предоставления земельных участков в зависимости от целей использования. Для некоторых видов деятельности (к которым может быть отнесено и строительство) предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных целей или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ допускается два варианта предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оно осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно этому требованию предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступают исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступают собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определен Правительством РФ. Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется ст. 38.2 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
а) проведение работ по формированию земельного участка:
? подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
? определение разрешенного использования земельного участка;
? определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);
? принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
? публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
б) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;
в) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в том случае, если имеется только одна заявка;
г) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, некоторым лицам (государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления) — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
а) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. На процедуре выбора земельных участков для строительства необходимо остановиться подробнее. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Они подают заявление о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта. В указанном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по поступившему заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В том случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта недействительным исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления возмещают гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
б) проведение работ по формированию земельного участка;
в) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;
г) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимают решение о предоставлении земельного участка для строительства.
При предоставлении испрашиваемого земельного участка в результате его изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается решение о соответствующей форме изъятия такого земельного участка.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселениях в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимают решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Права на земельные участки, предусмотренные Главами III (собственность на землю) и IV (постоянное бессрочное пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками) ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2022 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп. от 30 декабря 2022 г.) (далее по тексту — Закон о государственной регистрации).
В соответствии с указанным законом к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с указанным Федеральным законом, отнесены (наряду с объектами, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданиями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями, лесами и многолетними насаждениями, предприятиями как имущественными комплексами) земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты.
Согласно ст. 14 Закона о государственной регистрации проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
Право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости возникает у застройщика только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и (или) размещения проектной декларации и, что важно в рамках рассматриваемого вопроса, государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
Государственная регистрация прав на землю застройщика осуществляется в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество, в том числе прав на землю, и сделок с ним являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка представлялся ранее и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, выполняющим государственную регистрацию прав.
Указанный перечень документов является исчерпывающим. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям указанного Федерального закона, в соответствии с которыми:
1) тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво;
2) наименования юридических лиц должны быть написаны без сокращения, с указанием их местонахождения;
3) фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их местожительства должны быть написаны полностью;
4) не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, написанные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Важным также является следующее положение.
Согласно ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие ЖК РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома. Данное положение действует уже после 1 марта 2022 г., хотя Закон об участии в долевом строительстве применим только к строительным организациям, получившим разрешение на строительство после 1 апреля 2022 г.
Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
В случае, если собственниками зданий, сооружений являются несколько лиц, запрос подписывается и подается всеми собственниками совместно либо их уполномоченным представителем. Заявитель имеет возможность подать запрос в электронной форме путем заполнения на Портале интерактивной формы запроса.
Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на земельный участок, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляются физическими лицами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здания, сооружения, если права на такие здания, сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляются физическими лицами, имеющими в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, при отсутствии сведений о правах на такие здания, сооружения в Едином государственном реестре недвижимости.
Протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, членом которого является заявитель, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют физические лица, являющиеся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Копия проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан (копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют при наличии садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная указанным лицом (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования) при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан, либо при отсутствии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости.
Выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения (оригинал, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).
Нотариально удостоверенные копии учредительных документов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).
Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на земельный участок садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, если права на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования) представляются при отсутствии сведений о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Копия проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан (копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют при наличии садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования).
Нотариально удостоверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права заявителя на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, если права на такое здание, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признаются возникшими независимо от их регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (нотариально заверенная копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют религиозные организации и общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов при отсутствии сведений о правах на такое здание, сооружение в Едином государственном реестре недвижимости.
Копии учредительных документов (для организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов) (копия, 1 шт.)
- Обязательный
- Предоставляется без возврата
Представляют религиозные организации и общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственным учредителем которых являются общероссийские общественные организации инвалидов.
Законодательство
Участок представляет собой часть поверхности земли, границы которого были удостоверены в установленном порядке. Порядок предоставления земель, которые находятся в собственности государственных и муниципальных властей, прописан в Земельном кодексе. Отдельные положения содержатся в Гражданском кодексе.
Россиянам гарантируется равный доступ к земле. Государственные и муниципальные власти вправе передавать землю в аренду (собственность) на платной основе либо на бесплатной.
Разновидностью арендного договора является сделка с выкупом участка у государства по символической цене.
Право на определение критериев для выделения земли безвозмездно закреплено за регионами. При этом участок к моменту его передачи должен иметь четкие границы, состоять на кадастровом учете и отображаться на карте Росреестра.
Минимальный и максимальный размер участков устанавливается по усмотрению местных властей. Они зависят от региона предоставления земельных участков под жилищное строительство, наличия свободных земель, экономической ситуации в регионе и пр. Стандартно минимальный надел составляет 3 сотки, максимальный — 1,5 тыс. кв.м.
Земельное законодательство предусматривает две процедуры предоставления участков под ИЖС: без торгов и с проведением аукциона. Здесь указывается ряд оснований предоставления земель без торгов:
- продажа земли (п.2 ст. 39.3 ЗК);
- предоставление участка бесплатно (ст. 39.5);
- при заключении договора аренды без торгов (ст.39.6);
- предоставление участков в безвозмездное использование.
Таким образом, земли под ИЖС можно получить безвозмездно без торгов. При этом в Земельном кодексе указывается, что органы исполнительной власти обязаны опубликовать извещение о предварительном согласовании в выделении земли гражданину.
Если другие заявки для участия в аукционе так и не поступят, то власти обязаны выделить участок без торгов.
Повторная публикация сообщения исполнительным органом не требуется.
Регламент предоставления земельный участков для строительства жилых домов
Общий регламент предоставления земель под ИЖС прописан в Земельном кодексе. В статье 30 приводится два варианта выделения земли из государственной и муниципальной собственности:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием.
Согласно земельному и градостроительному законодательству предварительное согласование в ряде случаев не требуется. В частности, если объект будет находиться в пределах города или села и соответствовать градостроительной документации и зонированию территории. Также предварительное согласование не нужно при выделении земли для с/х или нужд лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального строительства или ведения ЛПХ.
Последовательность получения земельного участка можно представить следующим образом:
- Заявитель подготавливает схему расположения земельного участка и подает в уполномоченный орган заявление о его предварительном согласовании. Если заявление не соответствует установленной форме или к нему не были приложены все необходимые документы, то заявителю предоставляется отказ в письменном виде.
- В срок не более чем 30 дней уполномоченный орган обязан опубликовать извещение о предоставлении участка. Оно публикуется только единожды.
- Если за месяц поступят другие заявки на этот участок, то в течение 7 дней принимается решение об отказе в предварительном согласовании и объявляется о проведении аукциона. После проведения аукциона подписывается протокол с его результатами или решение о его признании несостоявшимся.
- Если же других желающих найти не удалось, то принимается положительное решение о согласовании земли.
- Заинтересованное лицо проводит кадастровые работы для образования участка или уточнения его границ при помощи кадастрового инженера. На это отводится два года после получения предварительного согласования. При проведении данных работ устанавливаются границы участка на местности и готовится их план, при необходимости устанавливаются межевые знаки на местности. Следующий этап: определение разрешенного использования земли и технических условий по подключению к инженерным сетям.
- Участок ставится на государственный кадастровый учет, на него получается техническая документация.
- В уполномоченный орган подается новое заявление с просьбой предоставить участок земли. Решение об отказе или предоставлении земли принимается в 30-дневный срок.
- При положительном решении муниципальные власти готовят проекты договоров аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи. Если договор аренды заключается на сроки более года, то он должен быть зарегистрирован в Росреестре. Если же он бессрочный, то оформление не нужно.
После строительства дома на земле права собственности на постройку необходимо оформить в Росреестре.
Когда возможен отказ?
Земельный кодекс четко ограничивает основания для отказа в предоставлении земли. Как правило, в их числе такие:
- с заявлением обратилось лицо, которое не вправе рассчитывать на выделение ему земли без торгов;
- участок обременен правами третьих лиц (или попросту уже был занят на момент заявки);
- участок предоставлен НКО для ведения садоводства, дачного хозяйства, огородничества и комплексного освоения территории под ИЖС;
- на участке располагаются здания, сооружения и недострои, которые принадлежат другим гражданам, юрлицам или муниципальным властям;
- участок был изъят из оборота или ограничен в обороте;
- земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
- участок расположен на территории, которая отдана другому лицу под развитие;
земля выступает предметом аукциона; - площадь запрашиваемого участка под строительство превышает по размеру предельный норматив площади;
- на участке должны располагаться объекты регионального значения или здания в рамках госпрограмм;
- участки на заявленном виде прав не выделяются;
- в отношении земли было принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
- земля изъята для государственных и муниципальных нужд.
Отказать заявителю могут и в том случае, если предназначение участка не соответствует целям его использования или же он вовсе не отнесен ни к одной из категорий земель. В качестве дополнительных оснований для отказа могут выступать: необходимость уточнения границ земли, несоответствие площади заявленной.
Кроме того, региональные власти вправе разрабатывать свои критерии для предоставления отказа.
Наиболее распространенными причинами отказа являются несоответствие категории заявителя требованиям к получателю, неполная комплектность документов или обнаружение в них неточностей и фактических ошибок.
На предоставление жилых помещений маневренного фонда могут рассчитывать нуждающиеся и малоимущие граждане.
Планируете покупать земельный участок в рассрочку? В нашей статье есть образец договора и описаны особенности его составления.
Приобретение земли под ИЖС имеет свои характерные особенности. Подробную информацию о них вы найдете здесь.
Основания для получения
В Земельном кодексе закреплено право на земельные участки за многодетными семьями на бесплатной основе. К ним относятся семьи, которые состоят в официально зарегистрированном браке, и имеют трех и более несовершеннолетних детей.
Получить землю под ИЖС могут и Герои СССР и РФ.
На перевод земельного надела в бесплатную собственность могут рассчитывать арендаторы, которые получили право пользования им еще в советское время и построили на нем дом. Или же владельцы земли, которая была выделена им на правах бессрочного или пожизненного владения.
Право на бесплатные участки закреплено за ними на федеральном уровне.
Остальные категории льготников определяются на региональном и муниципальном уровне.
Именно местные власти вправе определять группы граждан, которым выделяется бесплатная земля. Обычно в их число входят:
- лица, которые официально признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилплощадь на человека в семье меньше регионального норматива в кв.м., проживают в аварийном доме или общежитии);
- лица с ограниченными возможности и члены их семей;
- семьи, на попечении которых есть дети-инвалиды;
- ветераны ВОВ и боевых действий или семьи, потерявшие кормильца в ходе боевых действий;
- молодые специалисты, работающие по приоритетным профессиям по программам привлечения востребованных кадров в село;
- пенсионеры, которые постоянно проживают в селе;
- инвалиды или члены их семей.
Все указанные лица могут реализовать свое право на бесплатный участок земли лишь единожды.
Среди граждан, которые могли бы претендовать на получение участков для строительства там дома, можно выделить группу лиц, обладающих приоритетным правом. Это многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.
Необходимые документы
Перечень документов, которые потребуются для получения земли у администрации, зависит от категории получения льготы. Обычно в перечень запрашиваемой документации входят:
- паспорта всех членов семьи/свидетельства о рождении;
- документ, подтверждающий прописку на территории региона 3–5 лет (это может быть отметка из паспорта или решение суда);
- справка из органов местного самоуправления о том, что гражданин ранее не использовал свое право на бесплатный участок;
- документ, подтверждающий право на льготы (медицинское заключение об инвалидности, трудовая книжка, удостоверение ветерана боевых действий, пенсионное удостоверение и пр.).
Независимо от категории гражданина он должен предоставить заполненное заявление на выделение земли. Заявление подается в целях предварительного согласования выбранного участка или для выделения земли без торгов.
После получения такого согласования подается другое заявление с просьбой предоставить участок. В нем указывается предназначение объекта, предполагаемое место возведения постройки и ее площадь, обоснование размера земли, испрашиваемое право на землю (аренда, собственность).
В дальнейшем после строительства дома вместе с договором аренды (или иным договором), паспортами, кадастровой документацией можно переоформить участок в собственность.
Условия получения
Условия получения земли под ИЖС в каждом регионе свои. Например, для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в Крыму нужно проживать на территории полуострова не менее 5 лет. Тогда как гектар земли на Дальнем Востоке может получить любой гражданин РФ независимо от прописки. Главное, чтобы он занимался освоением и развитием вверенной ему территории.
В числе условий к заявителю могут значиться такие:
- наличие статуса молодой семьи (в которой обоим супругам не более 35 лет) или многодетной семьи (в которое трое и более несовершеннолетних детей);
- постановление о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
- наличие статуса молодого специалиста, работа по одному из приоритетных направлений по медицинскому или образовательному профилю при заключении бессрочного трудового договора в пределах сельского поселения и пр.;
- наличие официального заключения о признании ребенка инвалидом.
Обычно требуется, чтобы у гражданина не было в собственности иной земли под аналогичные нужды.
Так, если он или члены его семьи владеют участком под дачное хозяйство, это не лишает их права на выделение бесплатной земли для строительства дома. Но повторно землю под ИЖС им не предоставят.
Важные нюансы, на которые следует обратить внимание
Участки под ИЖС выделяют для возведения здесь дома высотой не более 3 этажей.
К участку власти обязаны подвести все необходимые коммуникации: газ, воду, свет. Т.е. создаются все условия для строительства здесь жилой постройки для постоянного проживания. Поэтому важным условием владения землей под ИЖС выступает ее целевое применение.
Обычно первоначально выделенный пользователю земельный участок под ИЖС оформляют как обычный арендный договор с оговоркой о возможности передачи ее в собственность.
Но при условии строительства здесь жилого дома в течение трех лет она переводится в собственность.
Если же строение не будет возведено и зарегистрировано в установленном законом порядке, то земля изымается в муниципальную собственность или будет передана более активным пользователям.
В том случае, если земля под ИЖС не используется по своему целевому предназначению, на ее владельца могут наложить административный штраф. Например, если он решит открыть в доме мини-гостиницу или магазин, т.е. возведет постройку не в целях постоянного проживания, а извлечения прибыли, построит не индивидуальный частный дом (для одной семьи), а многоквартирное строение, использовать выделенный участок под сельскохозяйственные цели для получения прибыли.
Конечно, на земле под ИЖС можно в дальнейшем заниматься садоводством, выращиванием овощей и использовать дом как дачу, но использовать землю только под эти цели нецелесообразно. Обычно дачные, садоводческие, огороднические земли гораздо дешевле, чем участки под ИЖС.
Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков для строительства в собственность регулируется нормами Земельного кодекса и регионального законодательства. Наделы земли под ИЖС могут быть выделены бесплатно или на платной основе. Условия выделения земель могут предполагать их переоформление в собственность, заключение договора аренды, в том числе, с правом выкупа при условии строительства там дома.
В числе льготников, которым положена бесплатная земля, могут быть многодетные семьи, молодые специалисты, семьи с инвалидами, потерявшие кормильца, проживающие в стесненных условиях и пр.
В общем случае выделяют два вида передачи земельных участков: с проведением торгов и без таковых.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей
Консультация. Звонок бесплатный
8 (800) 350-34-85
Adblock
detector