Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

Приветствуем Вас, уважаемые посетители. Сегодня мы поговорим про Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок. Если у Вас появился вопрос, сразу задавайте его консультанту. Приятного чтения

Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей. Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения. Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Основное различие между публичным и частным обременением кроется в определении их на законодательном уровне. Согласно нормам гражданского законодательства сервитут выступает вещным правом, а нормы земельного права объясняют его как обременение права собственности.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами. Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением. Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации. К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения. Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1

Образец письма об установлении сервитута — 2

Образец письма об установлении сервитута — 3

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 2021 рублей, а для юрлиц – 2021 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству. В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк». В своем заявлении истец основывался на том, что в 2021 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования. Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества. Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет. Однако, с 2021 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта». Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта». В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Порядок установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Основания для установления сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Указанные основания предполагают наложение публичного сервитута или частного.

Соглашение об установлении сервитута

Сервитут начинает действовать после того, как оформлено и зарегистрировано в Росреестре соглашение о сервитуте (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Такая договоренность заключается при наложении на надел обременения в виде частного сервитута.

Документ составляется в письменной форме, по установленному образцу. Сторонами соглашения является собственник участка – уполномоченное ведомство и заинтересованное лицо, которое претендует на пользование чужой территорией.

В соглашении обязательно должны быть прописаны следующие сведения:

  • информация о сторонах договора;
  • данные о площади – кадастровые показатели, удельный номер части площади, в отношении которой будет назначено обременение;
  • процесс эксплуатации земли, учитывая его целевое назначение;
  • срок пользования наделом;
  • размер платы за эксплуатацию территории;
  • права собственника земли и обязанности пользователя сервитутом.

Существенным требованием к оформлению соглашения является то, что такой документ составляется только с собственником участка или с его законным представителем. В противном случае договоренность будет признана недействительной.

Порядок установления сервитута на земли государственной или муниципальной собственности

В статье 39.26 ЗК РФ описана процедура и порядок установления сервитута на земельный участок. Процедура оформления проходит через несколько важных этапов:

  1. Заинтересованное лицо подает заявление установленного образца с указанием цели и оснований для установки сервитута. Если речь идет о части участка, то к заявке прикладывается межевая схема надела.
  2. В течение 30 дней после поступления заявления уполномоченный орган обязан уведомить заявителя о заключении соглашения и предоставить подписанный проект документа. В некоторых случаях выносится отрицательное решение, а при необходимости предлагается другой вариант установки сервитута.
  3. Если уведомление о заключении соглашения получено, то заявитель приступает к подготовке необходимых документов и после этого, в течение 30 дней с момента получения проекта документа, подписывает договор и передает собственнику.
  4. На финальном этапе производится госрегистрация соглашения в Росреестре.

Сервитут устанавливается при наличии необходимости в данном обременении. После завершения оснований для существования данного права, свое действие прекращает и соглашение о сервитуте. В том случае, когда договор заключается менее чем на три года, регистрация правоотношений не производится.

Список документов

Для заключения данного соглашения могут потребоваться следующие документы:

  • техническая документация на участок – кадастровые сведения, данные о присутствии недвижимости;
  • правоустанавливающие бумаги на землю;
  • личные данные участников соглашения;
  • при необходимости межевая схема или кадастровый план территории;
  • иные документы, необходимые для заключения соглашения.

Документы предоставляются в виде копий и подтверждаются оригиналами.

Пример по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Матвей Семенович обратился в местный орган власти для того, чтобы оформить сервитут на земельный участок, который располагался рядом с его площадью. Необходимость в этом соглашении появилась тогда, когда на участок потребовалось проводить электричество и соответственно организовать проезд к территории через земли, принадлежащие городской управе.

Матвей Семенович оформил необходимое заявление и подал в администрацию. Через некоторое время мужчина получил отказ в связи с тем, что к заявке не была приложена схема надела, в отношении которого должен быть установлен сервитут.

После того как заявитель устранил все недочеты и подал заявку вновь, ему сообщили, что данное обременение не может быть наложено по причине существования специального федерального распоряжения, в рамках которого запрещено устанавливать сервитут на территорию. Мужчина попросил предоставить данный акт, однако, никакого пояснения так и не получил.

Подав жалобу на действия работника администрации, Матвей Семенович получил отписку с указанием, что сотрудник действовал в рамках своих полномочий и в строгом соответствии с законодательством РФ.

После обращения к юристу, мужчина подал исковое заявление в суд с требованием признать отказ недействительным либо представить ему официальные документы, подтверждающие правомочность отказа.

В итоге решение было вынесено в пользу мужчины, и он смог добиться установления сервитута на территорию.

Заключение

В завершение изложенного можно формулировать ряд выводов:

  1. Сервитут может быть установлен при наличии законных оснований, оговоренных в российском законодательстве.
  2. Все правовые отношения, связанные с наложением такого ограничения регулируются земельным и гражданским кодексами, а также рядом федеральных актов.
  3. Порядок установления сервитута на землю предусматривает заключение официального соглашения между участниками договора.
  4. Соглашение должно содержать все необходимые сведения, включая данные об участке, информацию об участниках и их правах на территорию.
  5. Регламент установки сервитута предусматривает определенный порядок, в рамках которого заинтересованное лицо подает заявление на установку обременения с указанием оснований такого действия и целью эксплуатации надела.
  6. Уполномоченное ведомство обязано в течение 30 дней с момента поступления заявки вынести решение о заключении соглашения либо постановление об отказе в установлении сервитута с обозначением оснований.
  7. Обязательным условием для заключения данного договора является его регистрация в Росреестре. Исключением являются случаи, при которых срок действия сервитута менее трех лет.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Александр. Дело в том, что мой участок расположен ниже территории, принадлежащей администрации. Недавно я решил провести водопровод на участок и подал заявку. Получил ответ, что воду провести мне не смогут, потому что проезда к территории нет.

Чтобы водопровод все же был проведен, я обратился в административный аппарат с заявлением об установке сервитута на соседнем участке с целью проезда по нему.

Через полтора месяца получил отказ, по причине того, что такое обременение может нанести существенный ущерб площади. Подскажите, правомерно ли данное решение и могу я попытаться оформить сервитут иным способом?

Ответ: Здравствуйте, Александр. Согласно ст. 39.26 ЗК РФ причина для вынесения объективного отказа отсутствует. Впрочем, даже в этом случае распорядитель территории обязан предоставить иной вариант установления сервитута, чтобы обеспечить доступ к вашему участку.

Также нарушение имело место относительно сроков вынесения отрицательного решения. По закону дается не более 30 дней, а в вашем случае составило 1,5 месяца.

Вы можете сначала подать жалобу на действия сотрудников администрации должностному лицу, занимающему руководящую должность. Если это не даст результата, останется лишь обратиться в суд с требованием признать вынесенный отказ недействительным и повторно рассмотреть заявку на сервитут. Судебная практика показывает, что решение скорей всего будет принято в вашу пользу.

Список законов

  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 39.26 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • gtag(‘config’, ‘UA-136093856-1’);

  • Когда прекращается действие сервитута

    Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

    Обременение отменяется по следующим причинам:

    • исчезли основания для ограниченного использования земли;
    • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
    • закончился срок действия договора;
    • изменились условия (заключено новое соглашение);
    • землепользователь отказался от требований.

    Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

    Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

    • нарушение целей использования;
    • нанесение ущерба земельным ресурсам;
    • задолженность по внесению установленной платы.

    Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

    Как установить сервитут

    Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

    Законом определено три способа наложения обременения:

    • по добровольному согласию землепользователей;
    • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
    • по судебному решению.

    Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.


    Как налагается публичный сервитут

    Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

    Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

    1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
    2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
    3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
    4. Подписание нормативного акта.
    5. Регистрация документа в Росреестре.

    Действие сервитута начинается после его официального оформления.
    Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

    Как оформляется частный сервитут

    Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
    Заключение соглашения проводится по схеме:

    1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
    2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
    3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
    4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

    В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

    Пункты договора включают:

    • личные данные сторон;
    • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
    • цели использования;
    • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
    • срок действия;
    • цена и способ оплаты;
    • порядок эксплуатации надела;
    • обязанности сторон.

    Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

    Какие документы необходимо представить

    Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
    Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

    Перечень необходимых бумаг включает:

    • заявление на госрегистрацию;
    • копия удостоверения личности заявителя;
    • документы, подтверждающие право собственности на землю;
    • соглашение владельцев или решение суда;
    • кадастровый план;
    • квитанция оплаченной госпошлины.

    При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

    образец добровольного соглашения о сервитуте

    Как оспорить наложение сервитута

    Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

    Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

    Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

    Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

    Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

    Виды сервитутов

    Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
    Выделяют следующие различия между видами:

    1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
    2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
    3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

    Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

    Когда применяется публичный сервитут

    Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

    Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

    Основания наложения обременения включают:

    • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
    • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
    • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
    • проведение исследовательских и поисковых работ;
    • строительство общественных объектов;
    • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
    • размещение информационных знаков;
    • выполнение дренажных работ.

    Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
    Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

    Когда необходим частный сервитут

    Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
    Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

    • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
    • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
    • возведение и ремонт объектов недвижимости;
    • обеспечение иных нужд собственника.

    Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

    Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

    • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
    • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
    • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

    Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

    Как дополнительно различают сервитуты

    Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

    Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

    • водный (использование водоемов);
    • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

    Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
    Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

    Можно ли аннулировать сервитутное право?

    Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

    • закончился его срок действия;
    • на это согласны обе стороны;
    • причины его выдачи ликвидированы.

    Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

    Последствия нарушения договоренности

    Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

    1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
    2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

    Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

    Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

    • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
    • наложение штрафа;
    • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

    Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

    Заключение

    Установление сервитута – процедура, строго контролируемая законом с момента оформления разрешения до его осуществления. Временный доступ к чужому имуществу не наделяет заявителя всеми полномочиями владельца – это скорее услуга со стороны собственника и государства.

    Сам хозяин полностью защищен российской законодательной базой, но также нужно понимать, что за неимением другого выхода он обязан пустить сервитуария на свой ЗУ.

    Рекомендуем другие статьи

    Понятие и законодательная основа установления сервитута в отношении земельного участка

    Установление сервитута — это возможность ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (земельным участком, другой недвижимости). О том, какой объект может быть обременён сервитутом, мы писали в отдельном материале.

    1. Процесс установления сервитутов регулируется законами Земельного, а также Гражданского кодекса России, которые указывают на порядок оформления законодательных актов, оговаривают особенности процедуры, определяют основания и причины для заключения соглашений между двумя сторонами.
    2. Для начала выполнения любых законодательных действий предусмотрено наличие оснований. При оформлении сервитутов причины для их установления перечисляются в статье 23 ЗК РФ, а также в статье 274 ГК РФ. Статьи содержат полный перечень оснований, которые необходимо знать гражданам, чтобы начать процедуру установления сервитута.
    3. Регулировать порядок законодательного процесса будет статья 39.26 ЗК РФ, она оговаривает сроки выполнения органами власти своих полномочий после предоставления заинтересованным лицом заявления и обязывает уполномоченный орган выполнять требования по процедуре.
    4. Статья 39.25 ЗК РФ содержит требования к пунктам заключаемого между сторонами соглашения, оговаривает и регулирует порядок предусмотренной договором оплаты.
    5. На некоторые особенности при заключении договора обращает внимание статья 39.24 ЗК РФ, регламентируя сроки заключения соглашений для установления сервитутов.

    О сервитуте на земельный участок вы можете узнать здесь, а о том, что это такое в гражданском, земельном, международном праве, каковы определения и его виды, читайте в этой статье.

    Сроки действия и стоимость процедуры

    Частный и публичный сервитут оговариваются сроками, на которые они устанавливаются. Согласно периоду действия сервитуты разделяются на:

    • срочные;
    • постоянные.

    Срочный период предусматривает установление срока окончания действия сервитута, а продолжительность периода действия постоянного не ограничена.

    Процедура и порядок установления земельного сервитута на земельный участок регулируется законодательными актами РФ, а также оговаривает стоимость процесса оформления документов. Статьей 333.33, пунктом 22 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины гражданскими лицами в сумме 2021 рублей, для юридических эта цифра составит 22000 рублей.

    Пошаговая инструкция установления сервитута

    Как установить сервитут на земельный участок? Отличительными особенностями для установления частного и публичного сервитутов является процедура, предусматривающая последовательные действия обеих сторон, а также процесс сбора и подписания документов для оформления сервитута на земельный участок.

    Частный сервитут характеризуется возможностью двух сторон добровольно договориться между собой и предполагает следующий порядок оформления сервитута на земельный участок:

    1. заинтересованная сторона с письменным прошением обращается к владельцу соседнего участка о предоставлении права ограничено пользоваться принадлежащей ему территорией. В письме инициирующий установление частного сервитута собственник на законодательном основании излагает причину своих действий и подтверждает свое право статьями государственных законов.

      К подробно изложенным в прошении основаниям прилагается схема той части земельного надела, на которой предполагается действие сервитута, а также проект соглашения.

    2. Вариант достижения добровольного согласия между собственниками предполагает составление договора на установление сервитута.

      Форма соглашений на заключение сервитута разработана юристами с учетом всех регулирующих процесс законодательных актов.

      Приобрести готовые к заполнению бланки соглашений можно на сайтах с подробным описанием процедуры установления сервитута, скачав образец со страницы ресурса.

    3. Подписанные сторонами бланки соглашений об установлении сервитута о отношении земельных участков, подлежат обязательной регистрации в одном из отделений Росреестра. После регистрации документа договор вступает в действие.

    Важно! Собственник, выступающий как сторона обремененной сервитутом земельной территории, не теряет своих прав на земли и расположенные на ней объекты, наоборот, вправе получить от инициатора установления сервитута соразмерной денежной компенсации, если она заблаговременно предусмотрена в пунктах подписанного соглашения.

    Более детальная информация о установлении частного сервитута земельного участка, представлена в следующем видео:

    Процедура введения в действие публичного сервитута: инструкция

    Процедура введения в действие публичного сервитута проходит в несколько этапов и подразумевает под собой такие необходимые действия.

    1. Первый этап предполагает подачу заинтересованной стороной заявления. Закон не регламентирует, в какой орган исполнительной власти должен подаваться этот документ.

      В различных регионах РФ существуют свои правила приема заявлений и эту функцию могут выполнять, как местные администрации, так и исполнительная власть, в обязанности которой входит решение земельных вопросов. Заявление, предусматривающее установление ограниченного права пользования территорией должно содержать следующие пункты:

    • наименование и кадастровый номер надела земли, в отношении которого оформляются документы;
    • основания, указывающие на возможность обременения определенной части земельного надела;
    • период времени действия устанавливаемого законодательством публичного сервитута;
    • данные о владельцах земельных наделов;
    • сведения о гражданах, с которыми устанавливается законодательными актами публичный сервитут.

    Скачайте бланк заявления на установление публичного сервитута.

  • На втором этапе поданное заинтересованными лицами заявление, с дополняющей его схемой обремененного участка, будет рассматриваться органом, который уполномочен принимать решения в вопросе установления публичного сервитута. Законодательными актами РФ определяется срок для рассмотрения предоставленного заявления и прилагаемых к нему документов.
  • В течение установленных для вынесения решения 30 дней обычно проводятся общественные слушания. Такое участие граждан не закреплено в законах, но подтвержденное протоколом мнение общественности, может оказать влияние на принятие решения.
  • Сервитут на земельный участок или иную недвижимость, устанавливается после принятия уполномоченными органами власти решения, которое обретает форму нормативного правового акта, где указываются все размеры, и характеристики обременяемого сервитутом надела земли. Правовой акт содержит данные о владельце территории, оговаривает основания, цели и период действия сервитута.
  • После внесения сведений о сервитуте в ЕГРП он проходит государственную регистрацию и вступает в действие.
  • Внимание! Решение принимаемое об установлении сервитута к обремененной земельной территории выносится не по результатам общепринятых общественных слушаний, но согласно предусмотренного законом решению уполномоченного органа власти.

    Таков порядок установления сервитута на земельные участки.

    Отличительные особенности сервитута от договорных отношений между собственниками

    Владельцы земельных наделов или недвижимых объектов, которые расположены по соседству имеют право не обременять свои отношения установлением сервитута, и ограничится обязательной договоренностью, что предусматривает те же необходимые для заключения письменного соглашения основания. Но договорные отношения между сторонами не гарантируют их выполнения и в любой момент по ряду возникающих причин могут быть расторгнуты.

    Оформление сервитута на земельный участок предоставляет заинтересованному лицу правовые гарантии, связанные с отчуждением территории или объекта, возникновением непредвиденных обстоятельств, устанавливает справедливую в отличии от договорных отношений плату за возможность пользования сервитутом, определяет порядок ее внесения.

    Наличие обязательных договорных отношений между собственниками, даже если они заключены и регулируются подписанным договором, который не зарегистрирован в ЕГРП, не исключает возможности установить сервитут.

    Лица, от которых исходит инициатива установления сервитута

    Заинтересованным лицом в установлении сервитута требующего составления соглашения является собственник земельной территории или объекта, у которого нет другой возможности для решения возникших проблем, кроме как воспользоваться предоставленным ему законом правом по ограниченному использованию чужого участка.

    При установлении частного сервитута инициатива заинтересованных лиц подразумевает под собой необходимость заключения соглашения с владельцем соседнего участка, для реализации поставленных перед заинтересованным лицом планов и задач с помощью единственной имеющейся у него возможности.

    Сторона инициирующая установление ограниченного права пользования земельным участком, после регистрации подписанного соглашения будет считаться обладателем сервитута с ограниченным правом пользования соседней территорией.

    Вторая сторона является собственником обремененного участка, но сохраняя все права на находящийся в ее распоряжении объект, обладает возможностью проявить инициативу к расторжению соглашения и остановить действие сервитута.

    Важно! При установлении публичного сервитута заключение договора не требуется, на первый план выходит публичная заинтересованность граждан, в отношении которых сервитут оформляется нормативным актом по результатам вынесенных решений после заседания общественности.

    Процедура установления публичного сервитута имеет свои отличительные особенности и порядок оформления.

    Принятие решения и начало действия ограниченного права пользования

    Принятие законодательных решений об установлении сервитута в отношении обремененных территорий регулируется законами РФ, которые предписывают исполнительным органам власти рассмотреть все варианты для максимального смягчения нагрузки на обремененные участки.

    Решение принимается администрацией уполномоченного решать земельные вопросы органа власти, после чего инициатору установления сервитута выдается нормативный правовой акт.

    Сервитут обретает силу и вступает в законное действие при регистрации соглашения (для частного сервитута) в одном из отделений Росреестра или после принятого административными органами решения и внесения данных о публичном сервитуте в ЕГРП.

    Обладающий решением об установлении сервитута собственник, после регистрации документа вступает в права ограниченного пользования земельной территорией, а обремененный сервитутом владелец уступает ему такое право на основании установленных государством норм и законов.

    Основания и особенности начала процедуры

    С чего начать оформление сервитута?

    Установление сервитута на земельные территории подразумевает под собой заключение соглашения, для которого необходимо наличие предусмотренных законом оснований.

    Законодательство РФ предусматривает возможность установления частного, а также публичного сервитута, где основания для заключения соглашений несколько отличаются друг от друга.

    Чтобы начать процедуру установления заинтересованным лицом частного сервитута, необходимы причины, позволяющие гражданину заняться оформлением документов.

    Регулируемый законом процесс может начаться только при наличии присутствующих для этого оснований:

    • если существует необходимость в обеспечении подъезда к объекту;
    • если присутствует необходимость в передвижении через чужую территорию;
    • если есть необходимость в проведении работ связанных с дренажем участка и этот процесс затрагивает территорию другого собственника;
    • если существует необходимость в инженерных коммуникациях, линиях электропередач, которые невозможно провести, не затрагивая соседний земельный надел;
    • при возникновении других случаев вынужденного использования чужой территории, в связи с отсутствием иных возможностей для их реализации.

    Нужен публичный сервитут на земельный участок — как это оформить? Основания для установления заинтересованным лицом публичного сервитута также оговорены законодательными актами и предусматривают, что процедура может начаться в следующих предусмотренных законом случаях:

    • если существует необходимость перемещения граждан чужой территорией;
    • если необходимо произвести ремонт, выполнить монтажные работы связанные с подведением жизненно необходимых коммуникаций, соорудить объект относящийся к транспортной отрасли;
    • если присутствует необходимость в установке на чужом наделе земли специальных указателей или знаков, а также существует потребность в осуществлении к ним подъездов;
    • если необходима потребность в обеспечении объекта водой;
    • если существует необходимость в прогоне через чужую территорию животных;
    • если необходимо осуществить выпас животных и провести сенокос;
    • если необходимо провести сбор дикорастущих и лекарственных растений;
    • если существует необходимость для проведения научных исследований;
    • если присутствует необходимость доступа к побережью;
    • если необходимо производить на территории, где расположен водоем рыбалку и охоту.

    Что может быть основанием возникновения сервитута и какие законодательные нормы его регулируют, мы предлагаем узнать в этом материале.

    Размер компенсации за обременение части территории правом ограниченного пользования

    Гражданин, обремененной сервитутом территории, согласно законодательству, имеет право требовать соразмерной принесенному ущербу компенсации от заинтересованного в установлении сервитута собственника.

    Компенсация за обременение земельного участка рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного надела, и составляет 0,01% за годовой период действия сервитута.

    Приобретение сервитута, обычно происходит после договора заинтересованных сторон между собой о размере компенсации за ущемленные права. Эта сумма фиксируется в соглашении или отражается в нормативном правовом акте при установлении публичного сервитута.

    Постановление об установлении сервитута

    Постановление об установлении публичного сервитута на обремененную территорию принимается нормативно законодательным актом, выданным исполнительной властью, которая уполномочена заниматься решением земельных вопросов.

    При установлении частных сервитутов административные постановления не выносятся, процедура регулируется заключенным между сторонами соглашением, которое вместе с поданными документами проходит регистрацию в Росреестре.

    Постановление об установлении сервитута на земельный участок, на оптимальных условиях для обеих сторон, с учетом интересов подавшего иск лица, а также наименее обременительных условий для собственника участка может вынести судебный исполнительный орган власти. Такое постановление может быть принято в том случае если стороны не пришли к добровольному согласию.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

    Основания прекращения сервитута

    Прекращение действия сервитута так же как и его начало зависит от определяющих его деятельность оснований. Причины, по которым может быть прекращено ограниченное право пользования, предусматривают:

    • прекращение действия оснований;
    • истечение сроков действия сервитута по соглашению;
    • добровольный отказ заинтересованной стороны;
    • покупка участка заинтересованной стороной;
    • утрата целевого предназначения земли;
    • исключение территории из оборота;
    • случаи ликвидации объекта.

    Все подробности об основаниях для прекращения ограниченного права пользования вы найдете тут.

    Процедура, которая способствует установлению земельного сервитута, не является сложной и утомительной. Чтобы разрешить земельные вопросы гражданам приходится очень часто обращаться в уполномоченные административные органы и искать помощи в регулирующих их права законе. Защиту одному из таких прав обеспечивает закон об установлении ограниченного права пользования землёй.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: