Доброго времени суток. В этой статье мы обсудим тему Перераспределение земельного участка с землями муниципальной собственности. Если по ходу у Вас назрел вопрос, спрашивайте, постараемся помочь. Приятного чтения
Что такое перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Перераспределение земель – это изменение участка, результатом которого является присоединение к участку какой-либо иной территории для достижения определенной цели. Основными способами осуществления данной процедуры являются присоединение земли, находящейся в муниципальной собственности, и покупка части смежного участка у его собственника.
Самое распространенное основание перераспределения – выделение участка из муниципальной или же государственной собственности для передачи гражданам в целях ИЖС, ведения подсобного хозяйства, а также выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.
Под прирезкой понимается расширение установленных границ участка посредством присоединения земель, которые уже используются на протяжении определенного времени без документального оформления. Соответственно, в отношении данных земель был осуществлен самовольный захват. Как правило, собственником таких земель является государство.
Не забывайте, что все измерения на местности должен осуществлять исключительно специалист – кадастровый инженер, а перераспределение должно осуществляться фирмой, которая специализируется на геодезической деятельности и имеет на это лицензию.
Отказ в перераспределении земельного участка с муниципальной землей
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации причинами для отказа в перераспределении являются следующие:
- Расположение на участке, который подлежит присоединению, строений, находящихся в государственной или же муниципальной собственности;
- Нарушения в схеме расположения участка;
- Участок заявителя имеет не уточненные границы;
- Участок, который подлежит присоединению, относится к зарезервированным для государственных нужд землям;
- Площадь вновь образованного участка превышает максимально допустимую величину;
- Новый участок выходит за красные линии границ;
- Отсутствует согласие лиц, которые обладают правами на земельные участки, подлежащие перераспределению;
- Наличие достигнутого ранее соглашения о том, что подлежащий присоединению участок из муниципальной собственности предоставляется в собственность физическому или же юридическому лицу;
- Если участок, подлежащий присоединению, изъят из гражданского оборота или в обороте ограничен.
Следует отметить, что максимальная площадь участка для ведения садоводства или подсобного хозяйства регламентируется на региональном уровне соответствующими актами. В соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказ должен в обязательном порядке содержать письменную мотивировку.
После устранения данных причин допускается повторная подача заявления.
Основания для перераспределения земельных участков с муниципальной землей
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, к основаниям для процедуры перераспределения земель относятся следующие:
- Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
- Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
- Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
- Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.
Следует отметить, что приведенный перечень оснований является исчерпывающим и расширен иными основаниями уже быть не может.
Соглашение о перераспределении земельного участка с муниципальной землей
Следует отметить, что при отсутствии соглашения заключить сделку будет невозможно. Чтобы осуществить перераспределение земельного участка с землей муниципальной, необходим договор между собственником участка и местной администрацией.
Соглашение должно быть составлено письменно и содержать следующие сведения:
- технические характеристики участков;
- информацию о собственниках каждого из участков;
- сведения о правах собственности каждой из сторон на соответствующие участки;
- цель перераспределения.
Стоимость перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Стоит отметить, что процедура перераспределения земель, в результате которой увеличивается площадь участков, находящихся в собственности у граждан, бесплатной не является.
Размер платы зависит о того, в чьей собственности находится земельный участок, за счет которого площадь вашего участка будет увеличена, и определяется следующим образом:
- В утвержденном Правительством РФ порядке, если участки относятся к собственности Российской Федерации;
- В утвержденном государственным органом субъекта Российской Федерации порядке, если участки находятся в собственности данного субъекта или же собственность на них не разграничена;
- В утвержденном органами местного самоуправления порядке, если имеет место муниципальная собственность на земельный участок.
Например, в Тюменской области Постановлением Правительства «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков» было установлено, что размер платы за процедуру перераспределения, посредством которой будет увеличена площадь частного участка за счет земель, принадлежащих Тюменской области или же тех земель, в отношении которых собственность не разграничена, должен быть определен как разница между кадастровыми стоимостями вновь образованного участка и участка, который находился в частной собственности изначально.
Образец заявления о перераспределении земельных участков
В заявлении с просьбой о перераспределении участков должна в соответствии с пунктом 2 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке содержаться следующая информация:
- Сведения о заявителе (паспортные данные, ФИО, адрес);
- Кадастровый номер участка, который будет в дальнейшем перераспределен;
- Кадастровый номер участка, за счет которого будет осуществляться увеличение;
- Реквизиты проекта межевания территории.
Если ваш участок относится к садовому или дачному объединению, сам проект межевания находится в правлении данного объединения или же непосредственно в исполнительном органе, который ранее предоставил землю объединению.
Схема перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Ряд требований предъявляется к оформлению схемы:
- Она должна быть изготовлена на основе топографической съемки. В ней должны быть указаны сведения из кадастрового плана, а также площадь вашего участка;
- Можно изготовить только одну схему для двух и более земельных участков.
Основой для изготовления схемы перераспределения являются следующие документы:
- Кадастровый план;
- Данные из градостроительного органа;
- Документы, устанавливающие права на участок;
- Иные документы.
Документ должен в обязательном порядке содержать сведения о допустимом использовании участка, категории земли, площади и основании перераспределения.
В схему должны быть в обязательном порядке включены следующие части:
- Титульный лист;
- Графическая часть;
- Каталог координат для границ участка.
Если схема подлежит представлению вместе с заявлением об ее утверждении, она должна содержать следующие документы:
- Данные ЕГРН;
- Пояснительную записку;
- Обзорную схему границ участка, на которой указаны все объекты недвижимости;
- Документ, подтверждающий право собственности на участок;
- Согласие иных владельцев земли.
Следует отметить, что все документы должны содержать подпись исполнителя. Оборотная сторона должна содержать штамп «Согласовано», сведения о вас как о заказчике и вашу подпись. Представьте документы в электронном виде.
Общие требования, которые предъявляются к представляемым материалам:
- Текст может быть как написанным от руки, так и напечатанным на компьютере. В первом случае необходимо писать максимально разборчиво и понятно;
- Документ не должен содержать исправления;
- Запрещается наличие карандашных записей в документах;
- Материалы не должны быть тем или иным образом повреждены, все должно быть максимально аккуратно;
- Проверяйте сроки действия каждого документа, они не должны быть истекшими;
- Каждый лист документа должен иметь свой порядковый номер;
- Разделы схемы и иные документы должны содержаться в папке;
- Разделы схемы должны быть оформлены на листах формата А4, а графическая часть может быть представлена на листах формата А3;
- Документы должны быть заверены нотариусом, если это требуется.
Существует ряд требований, предъявляемых к оформлению титульного листа.
Реквизиты:
- Гриф утверждения;
- Название документа;
- Номер листа, содержащего схему, и количество листов данного документа;
- Категория и расположение вашего участка;
- Сведения о заказчике;
- Сведения о лице, осуществлявшем кадастровые работы;
- Площадь участка, а также его допустимое использование;
- Кадастровый номер того участка, который граничит с вашим участком;
- Причина перераспределения территории;
- Расположение участка (обязательно обратите внимание на изменения, внесенные в адресную схему).
В графической части должна содержаться следующая информация:
- Гриф утверждения;
- Название документа;
- Количество листов;
- Номер кадастрового квартала;
- План участков из одного квартала;
- Выписка из ЕГРН;
- Условные обозначения;
- Сведения об исполнителе, его печать и подпись.
В Каталог координат для границ участка должна входить следующая информация:
- Название документа;
- Расположение участка и его наименование;
- Геодезические данные участка, а также его площадь;
- Сведения об исполнителе.
Требования к земельным участкам при перераспределении
Для осуществления процедуры по изменению границ участки должны в обязательном порядке соответствовать следующим требованиям:
- должны иметь общую границу;
- должны относиться к одному административному округу;
- должны иметь одинаковую земельную категорию и одинаковый вид допустимого использования;
- их границы должны быть четко определены;
- они должны в обязательном порядке состоять на кадастровом учете.
Основанием для осуществления процедуры является соглашение о перераспределении земельных участков с муниципальной землей. В субъектах Российской Федерации требования к образцу бланка могут существенно различаться.
Документы для перераспределения земельных участков
Приложите к заявлению следующие документы:
- Свидетельство, подтверждающее ваше право собственности на участок;
- Копию вашего паспорта;
- Схему расположения вашего участка;
- Кадастровые документы на ваш участок;
- Документы, на основании которых было установлено ваше право на участок (например, это может быть договор купли-продажи и др.)
С момента осуществления геодезических работ, в результате которых был составлен представляемый вами кадастровый документ, до момента подачи заявления должно пройти не более двух лет.
Пример перераспределения земельного участка с муниципальной землей
Гражданка Мария, проживающая в Тюменской области, заказала в межевой компании геодезическую съемку и план своего участка земли, не указав при этом, что в дальнейшем территория будет перераспределяться вместе с участком земли, который находится в муниципальной собственности. После оплаты услуг и получения дела Мария подала заявление в Росреестр для последующей государственной регистрации участка.
Однако через некоторое время она получила отказ в осуществлении регистрации. Причем отказ был мотивирован тем, что имеет место несоответствие нового участка нормам земельного законодательства и отсутствует предварительное согласование о выделении земли из муниципальной собственности в качестве прирезка.
Проблема заключается в том, что после распределения участок, принадлежащий Марии, увеличивался в площади довольно существенно, а для этого ей необходимо было составить соответствующее соглашение с органом местного самоуправления.
После получения данного решения гражданка снова обратилась в межевую компанию с требованием возврата денежных средств или же осуществления повторной геодезической съемки земли, но в этот раз уже после оформления прирезки.
Исполнителями была осуществлена новая съемка, при которой были учтены данные требования. По истечении двух месяцев заявительницей были получены новые документы на ее участок.
Бесплатная консультация адвоката
Как оформить перераспределение земельных участков с муниципальной землей
Чтобы оформить увеличение вашего участка за счет государственных и муниципальных земель, осуществите следующие действия:
- Подайте соответствующее заявление в администрацию вашего района;
- Дождитесь рассмотрения вашего заявления комитетом по земельным вопросам. Установленный срок для рассмотрения составляет тридцать дней;
- Организуйте кадастровые работы на вашем участке;
- Оформите предварительный межевой план на новый участок;
- Представьте результаты кадастровых работ в комитет по земельным вопросам;
- Подпишите соглашение о перераспределении в исполнительном органе;
- Оплатите перераспределение территории (срок оплаты – тридцать дней с момента подписания соглашения);
- Оформите право собственности на ваш новый участок.
Особенности перераспределения земельных участков
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если участок, участвующий в перераспределении, является дачным участком или же относится к садовому товариществу, при перераспределении в обязательном порядке должен учитываться проект межевания территории.
Если предметом перераспределения являются участки, в отношении которых установлено право постоянного бессрочного пользования, направьте запрос в соответствующий орган, который является их непосредственным собственником.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации срок, установленный для вынесения администрацией решения по данному вопросу (согласия или отказа, содержащего определенную мотивировку) составляет 30 дней.
Стоит отметить, что в соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации те участки земли, с помощью которых были сформированы участки новые, прекращают существовать после регистрации участков новых.
Однако в соответствии с положением статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выдела территории тот участок, из которого была выделена земля, продолжает существовать с новыми границами, что является неким исключением из общего правила.
Комментарий к Статье 39.28 Земельного кодекса РФ
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Использование механизма перераспределения предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях такая процедура является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.
Так, в частности, перераспределение земель и (или) земельных участков в границах территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории (ст. ст. 46.1 — 46.3 ГрК РФ) осуществляется в целях исполнения условий такого договора и приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории. Утвержденный проект межевания территории, а точнее, содержащиеся в нем чертежи межевания территории (п. 3 ч. 5 ст. 43 ГрК РФ), могут отражать границы образуемых и изменяемых земельных участков.
Распространенным явлением в настоящее время, особенно применительно к территории сложившейся застройки, является наличие таких явлений, как вклинивание, вкрапливание, изломанность границ и чересполосица (см. комментарий к ст. 11.9 ЗК РФ), существование которых зачастую препятствует установлению единой границы между смежными земельными участками, появлению ограждений неправильной конфигурации, искажению архитектурного облика элементов планировочной структуры, возникновению споров о местоположении границ земельных участков, в том числе на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, невозможности выбора удобных вариантов размещения объектов инфраструктуры.
При наличии таких земельных участков на территории, применительно к которой утвержден проект межевания территории, эти недостатки могут быть также устранены путем приведения местоположения границ земельных участков в соответствие с таким проектом межевания территории путем перераспределения.
Положения подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, устанавливая возможность перераспределения земель и (или) земельных участков для граждан, которым принадлежат земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, призваны способствовать решению проблем оформления так называемых прирезок или излишков земель, как фактически используемых гражданами, так и в случае, когда земельный участок не запользован, но для целей предоставления не может быть сформирован как самостоятельный без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. Увеличение площади таких земельных участков в указанном случае осуществляется за плату, размер которой определяется по правилам, предусмотренным п. 5 комментируемой статьи.
Необходимо отметить, что до появления на законодательном уровне механизма перераспределения земель и земельных участков для целей изменения местоположения границ и увеличения площади земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, граждане испрашивали такие «прирезки» в качестве дополнения к существующим земельным участкам. Вместе с тем в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2022 г. N 18-КГ14-178 изложена правовая позиция, согласно которой подобные «прирезки» должны были предоставляться на общих основаниях в случае, если можно было сформировать самостоятельный земельный участок, в том числе для дальнейшего предоставления на торгах.
Следует напомнить, что в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Однако увеличение площади земельных участков в результате перераспределения, предусмотренного комментируемой статьей, и в результате уточнения местоположения границ земельных участков для целей государственного кадастрового учета и регистрации являются совершенно различными правовыми механизмами, при которых меняются площадь и местоположение границ земельных участков.
Механизм перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также используется при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд как наименее «болезненный» способ решения вопросов размещения объектов государственного и муниципального значения для лиц, у которых изымаются земельные участки, поскольку в таком случае фактически прекращения прав на земельные участки не происходит, а осуществляется изменение местоположения их границ с целью обеспечения возможности размещения таких объектов.
Так, в соответствии с п. 6 ст. 56.9 ЗК РФ в случае, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать путем перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, принадлежащих гражданину или юридическому лицу, соглашение об изъятии недвижимости должно предусматривать условия такого перераспределения, включая размер возмещения и порядок его предоставления за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. При этом в размер возмещения за изымаемый земельный участок включается разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и рыночной стоимостью образуемого земельного участка, на который в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости возникает право собственности данных гражданина или юридического лица, если в результате такого перераспределения рыночная стоимость образованного земельного участка уменьшается.
Возможность перераспределения земельных участков при изъятии для государственных нужд предусматривается и в ряде специальных федеральных законов, принятых в целях реализации крупнейших государственных проектов <1>.
———————————
<1> См., например, ст. 30 Федерального закона от 7 июня 2022 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2022 года, Кубка конфедераций FIFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2866), ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1651).
Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2022 г. N 2022 (СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7097).
Перераспределение земель государственной или муниципальной собственности между собой
2850
Основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой
Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные массивы, могут участвовать в процедуре перераспределения. Чтобы осуществить данный процесс необходимо, чтобы имелись законные основания, и участки отвечали всем обязательным требованиям, предъявляемым к ним. В статье 39.27 ЗК РФ описаны случаи и условия перераспределения территорий:
- Все государственные или муниципальные земли, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должны находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
- Один из государственных или муниципальных земельных участков, между которыми выполняется процесс перераспределения, не должен находиться во временном распоряжении граждан, организаций, уполномоченных ведомств. Исключением является установление сервитута.
- Все перераспределяемые участки состоят в собственности или временном пользовании у одного лица.
Перераспределение земель выполняется в рамках обозначенных положений и руководствуясь законодательным регламентом.
Соглашение и решение о перераспределении земельных участков государственной или муниципальной собственности между собой
Процесс перераспределения земель происходит в рамках подписанного соглашения между ответственным ведомством, кроме ситуаций, когда полномочия на площади находятся у одного и того же органа. В таком случае процедура выполняется на основании решения, вынесенного ответственным субъектом.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Если процедура перераспределения происходит на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении или решении о перераспределении земельных участков указываются реквизиты документа, утверждающего проект межевания.
Договор (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения о перераспределении земельных участков]) заключается между собственниками наделов, в частности, между городскими властями или государственными органами.
В документе прописываются такие обязательные моменты, как:
- участники правоотношений;
- данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
- обоснование прав сторон на земли;
- полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
- порядок оплаты расходов, возникших при проведении обязательных кадастровых работ;
- сведения о распределении полномочий на новообразованные массивы.
В решении указывается информация о назначении данной процедуры относительно конкретных массивов.
Порядок перераспределения земель государственной или муниципальной собственности между собой
Процедура происходит в рамках оговоренного регламента. Различаются следующие этапы:
- Владельцы земель договариваются о проведении процедуры перераспределения.
- Оговариваются условия, и выносится соответствующее решение.
- Кадастровым инженером проводятся необходимые работы по определению границ новых участков.
- Составляются и согласовываются межевые схемы.
- Оформленные на каждый массив межевые дела ставятся на кадастровый учет и получают индивидуальный номер.
- После получения документов, собственники земель подают заявку для постановки на учет в Росреестре.
В итоге каждый из участников правоотношений приобретает землю, но в измененных границах.
Отказ в перераспределении земель государственной или муниципальной собственности между собой
Решение о перераспределении между собой земель, состоящих в госсобственности или владении городских властей, не выносится, а соглашение о перераспределении земельных участков между владельцами не заключается в случаях:
- если перераспределение участков, принадлежащих одному лицу осуществляется без его согласия;
- если процедура изменения границ будет проводиться относительно массивов, принимающих участие в аукционе либо вынесено решение о начальном согласовании выделения участка, период действия которого еще не окончен;
- если границы участка нуждаются в уточнении;
- при наличии законных причин для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела;
- если в отношении одного из перераспределяемых земельных участков подана заявка о его предоставлении и еще не вынесено отрицательное решение.
Пример по перераспределению земель государственной или муниципальной собственности между собой
Администрация города обратилась к унитарному предприятию, с предложением о проведении перераспределения двух соседствующих участков, с целью передать часть земли, необходимой унитарному предприятию для постройки котельной, а взамен получить площадь, которая может быть использована под организацию парковки для сотрудников администрации.
Унитарное предприятие ответило согласием на внесенное предложение, и административный орган приступил к подготовке обязательных документов, поскольку это входило в его функции.
После того как пакет документов был собран и произведены все необходимые кадастровые процедуры по определению границ новых участков, стороны заключили соглашение и приступили к процессу передачи.
Через месяц, после оформления отношений, администрация уже приступила к устройству парковки, когда выяснилось, что в отношение прежнего участка, принадлежащего унитарному предприятию, имелось предварительное согласование о его передаче в распоряжение некоммерческой религиозной организации.
В итоге процедура перераспределения была признана недействительной. Через некоторое время земля была отдана под застройку, а администрации пришлось устраивать парковку в другом месте.
Заключение
В завершение написанного можно сделать несколько выводов:
- Процедура перераспределения выполняется в рамках имеющегося регламента и при существовании законных оснований.
- Если собственником земель является одно и то же ведомство, а процесс производится в рамках одного и того же права, решение выносит указанный уполномоченный орган.
- Перераспределение оформляется в виде соглашения тогда, когда собственники у территорий разные.
- В соглашении обязательно должны быть описаны существенные условия правоотношений, а в решении указывается информация о непосредственном назначении процедуры.
- Порядок осуществления процедуры включает в себя проведение обязательных кадастровых работ с целью образования участков в новых границах. Финальным этапом является регистрация новообразованных земель в Росреестре.
- В ряде ситуаций невозможно заключение соглашения и вынесение решения. Обстоятельства, при которых выносится отказ, указаны в земельном кодексе.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по перераспределению территорий государственной или муниципальной собственности между собой
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Я подала заявку на оформление участка в собственность, и никакого итогового акта вынесено еще не было, однако, мне пришло уведомительное письмо о том, что площадь, которую я хотела получить, подвергнут перераспределению. Новый же массив будет передан под застройку.
Подскажите, могу ли я еще претендовать на землю или стоит обратиться с заявкой насчет другого участка?
Ответ: Здравствуйте, Анастасия. В ст. 39.27 ЗК РФ указаны ситуации, когда перераспределение не выполняется. Подобной ситуацией считается та, в рамках которой имеется заявление о выделении участка в использование. То есть в вашем случае, пока на переданное заявление не вынесено конкретное решение – отказ или постановление о передаче территории, земельный участок не может принимать участие в процедуре перераспределения.
Если решение по вашей заявке будет вынесено неправомерно, то вам следует обратиться к должностному лицу с жалобой. При отсутствии действий с его стороны можно подать иск в суд с требованием признать вынесенный акт об отказе незаконным и повторно рассмотреть вопрос.
Список законов
- Статья 39.27 ЗК РФ
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Требования к процедуре
Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:
✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.
✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.
✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.
✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.
✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.
✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.
✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.
✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.
✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.
Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.
Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.
Причины отказа в перераспределении земельных участков
Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:
🔹 Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.
🔹 На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.
🔹 В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.
🔹 Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.
🔹 Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.
🔹 В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.
🔹 Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.
🔹 Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.
🔹 В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.
🔹 Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.
Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.
Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.
Порядок перераспределения земельных участков
Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданину, являющемуся собственником земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п. п. 1, 2 ст. 39.29 ЗК РФ).
К заявлению следует приложить (п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ):
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на принадлежащий гражданину земельный участок;
2) схему расположения земельного участка (если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель).
Заявление с необходимыми документами можно подать в уполномоченный орган лично, направить на бумажном носителе по почте либо в форме электронных документов посредством сети Интернет (п. п. 5, 6 ст. 39.29 ЗК РФ).
Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление в срок не более 30 дней со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем до 45 дней, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой его предстоит образовать, подлежит согласованию.
При отсутствии оснований для отказа принимается и направляется заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. п. 8, 8.1, 9 ст. 39.29 ЗК РФ).
Заявитель обеспечивает выполнение необходимых кадастровых работ и обращается в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете образованных в результате перераспределения земельных участков (п. п. 11, 12 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 3, ч. 1, п. 10 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В течение 30 дней после получения документов, подтверждающих государственный кадастровый учет образованных земельных участков, уполномоченный орган направляет заявителю подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания. Указанное соглашение необходимо подписать не позднее 30 дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; п. 8 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ).
Увеличение площади земельного участка осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном порядке (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
После заключения соглашения необходимо зарегистрировать право собственности на вновь образованный земельный участок (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ; ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Увеличение площади земельного участка в результате перераспределения земель и (или) земельных участков
Увеличить площадь земельного участка, находящегося в собственности гражданина и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, можно в результате перераспределения земель (земельных участков) за счет примыкающих к нему земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.7, пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ).
В разговорной речи такое явление называют прирезкой, хотя в законодательстве этого термина не существует.
Перераспределение земельных участков возможно, в частности, при следующих условиях (п. п. 3, 4 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7, п. п. 1, 2 ст. 11.9, пп. 3 п. 1 ст. 39.28, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ):
• площадь земельного участка, образуемого в результате перераспределения, не превышает установленные предельные максимальные размеры;
• имеется письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков;
• на земельном участке, который переходит в собственность гражданина, не расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности других граждан или юридических лиц (за некоторыми исключениями);
• земельные участки не изъяты из оборота, не ограничены в обороте, не зарезервированы для государственных и муниципальных нужд;
• земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не является предметом аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды, в его отношении не принято решение о предварительном согласовании предоставления, срок действия которого не истек, а также не подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка;
• целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых они образуются при перераспределении.
Увеличение площади земельного участка при выполнении комплексных кадастровых работ
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении, в частности, всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о которых не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ (ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).
Комплексные кадастровые работы выполняются за счет бюджетных средств по заказу уполномоченного органа местного самоуправления (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органа исполнительной власти субъекта РФ) (ч. 1, 2 ст. 42.2, ст. 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
В результате выполнения комплексных кадастровых работ, в частности, уточняется местоположение границ земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
При этом местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на этот участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах соответствующих сведений границами земельного участка считаются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов (ч. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ; ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Если площадь земельного участка в результате уточнения местоположения его границ увеличивается, то она не должна быть больше площади этого участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН (п. п. 2, 3 ч. 3, ч. 4 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ):
• более чем на величину установленного предельного минимального размера земельного участка;
• более чем на 10%, если предельный минимальный размер не установлен.
Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется согласительной комиссией. Границы земельного участка считаются согласованными, если в установленные сроки не представлены возражения владельцами смежных земельных участков, а также если местоположение таких границ или частей границ установлено на основании вступившего в законную силу судебного акта (ст. 42.10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
В результате комплексных кадастровых работ составляется карта-план территории, которая является основанием внесения в ЕГРН соответствующих сведений (п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 24.1, ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 1 ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2022)
Читайте также
сегодня, 00:39
0 19
вчера, 23:33
0 43
вчера, 23:26
1 53
вчера, 15:51
1 87
вчера, 15:48
17 128
вчера, 12:39
1 27
вчера, 11:10
1 40
вчера, 09:09
0 20
вчера, 08:54
0 23
позавчера, 21:00
0 97
позавчера, 20:33
0 65
позавчера, 20:13
18 194
Администратор печатает сообщение