Кто проводит кадастровую оценку земель?

Здравствуйте, уважаемый посетитель! В сегодняшней статьей мы мы обсудим тему Кто проводит кадастровую оценку земель?. Все вопросы можете сразу писать консультанту! Надеемся, что информация окажется Вам полезна

Определение стоимости

Основная задача преследует цель максимального приближения цены земельного надела к сложившейся на рынке. Для более точного проведения расчётов в условиях дефицита данных делаются запросы в организации, осуществляющие ценообразовательную деятельность и работающие со сметами в градостроительстве. В том числе истребуются материалы, связанные с мониторингом земель и землеустроительных отношений и т. д. Должностные лица предоставляют информацию не позднее 20 дней с того момента, как запрос получен.

Оценщик в своей работе должен исходить из достаточной и достоверной рыночной информации об объекте, используя следующие подходы при расчётах:

  1. Сравнительный. В этом случае для получения оценки используется метод сопоставления аналогичных объектов. Сравниваться будут их характеристики с учётом предлагаемой цены при следках, таких как купля-продажа, аренда и пр.
  2. Доходный. В данном варианте используется прогноз по прибыли, которую земля может приносить.
  3. Затратный. При нём учитываются возможные расходы на приобретение объекта либо его воспроизводство.

Также для правильного расчёта следует провести глубокий анализ рынка и выявить факты, влияющие на ценообразование в сфере недвижимости:

  1. Общеполитическая и социальная обстановка и её воздействие на тенденции экономической ситуации изучаемого региона.
  2. Анализ цен в сегменте рынка, где производится исследование (в рассматриваемом варианте – земельные участки).
  3. Проработка фактов, влияющих на формирование спроса и предложения (например, низкая банковская ставка по кредитам).
  4. Рынок объёма продаж.

После получения необходимых сведений будет рассчитываться стоимость недвижимого имущества.

Во время проведения работ действует запрет на привлечение рабочей силы со стороны.

Определение стоимости иных объектов

Оценка объектов, которые не были учтёнными, либо внесение информации об объектах, характеристики которых претерпели изменения по качеству/количеству, произошедшие в период между предыдущей и очередной госоценкой, осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра».

При подобном варианте оценивание недвижимости производится:

  • при образовании нового участка;
  • уменьшение или увеличение площади имеющегося надела;
  • смена вида разрешённого использования;
  • перевод категории надела в иную.

Результат оценки фиксируется в Акте. Расчёт её в этом документе происходит в определённом кадастровом квартале. При условии, что во время работ будет выявлено несколько землепользований в пределах одного квартала или обнаружится, что в категориях и видах разрешённой эксплуатации имеются изменения, все вышеперечисленные моменты будут закреплены в одном документе.

Например, установление цены для земельных участков в границах объединения дач/садов/огородов будет рассчитана, если удельный показатель для конкретного объединения умножить на площадь соответствующего участка земли. Та же формула употребляется при оценивании земель населённых пунктов.

Сведения, полученные при расчёте, будут применяться со дня их внесения в ЕГРН.

Промежуточный отчёт

По окончанию исследований составляется предварительный отчёт, в нём заключены следующие данные:

  • земельные наделы, обозначенные списком (кадастровый №, местоположение);
  • способы и средства, использованные для оценивания объектов;
  • определённые значения кадастровой стоимости и процессы её расчёта.

В фонд данных кадастровой госоценки входят все эти материалы.

Лица, чьи интересы затронуты, в 50-тидневный срок представляют свои замечания посредством портала госуслуг, МФЦ, через почту России либо непосредственной передачей в приёмную организации, проводящей оценочные работы. В заявлении кроме описания ситуации необходимо указать ФИО или правовую форму юридического образования, номер телефона и Е-мэйл (если имеется), местонахождение земельного надела и т.д. Для облегчения обработки претензии следует указать конкретную страницу в отчётном документе. Если имеются подтверждающие материалы, их также необходимо приложить.

Без представления необходимых данных в рассмотрении будет отказано.

Каждые 5 дней происходит обновление сведений, которые содержатся в промежуточном отчёте, согласно замечаниям.

Окончательный вариант оформляется Актом, в котором утверждается результат расчёта стоимости, он также размещается на сайте и в СМИ.

Подготовка к проведению оценки

Закон устанавливает обязанность проводить кадастровую оценку минимум раз в 5 лет, максимум – в 3. Решение принимает уполномоченный орган субъекта РФ. Составляется перечень объектов для её осуществления.

Туда не входит недвижимость, не обладающая на момент формирования списка хотя бы одной из характеристик:

  • кадастровый номер;
  • определённая категория для земли;
  • разрешённый вид использования.

Также в нём должны быть указаны границы кадастровых кварталов, населённых пунктов, муниципалитетов, земельных участков и т.д. Данный список представляется исполнительному органу региональной власти субъекта РФ органом регистрации после получения запроса от него. Местом для размещения информации будут официальный сайт, печатные СМИ и т.д.

Новый закон даёт владельцам недвижимости возможность для подачи декларации, содержащей характеристику принадлежащей им собственности.

Это позволит уменьшить количество споров по оцениванию земельных участков, поскольку неполнота сведений об объекте влияет на достоверность результата. Так, отсутствие поблизости инженерных сетей и автодорог значительно понизит ценник на земельный участок, предназначенный для ИЖС.

Рекомендуем ознакомиться:

Рассмотрение обращений об исправлении ошибок и предоставление разъяснений

Еще одним нововведением является обязанность учреждения предоставить разъяснения о том, как производился расчёт, в случае обращения юр.лиц, физ.лиц, а также органов госвласти и муниципалитетов, если установленная цена затрагивает их интересы. В обращении должны содержаться ФИО, адрес физ.лица, юр.адрес, контактный телефон, Е-мэйл и правовая форма юр.лица, номер участка или местонахождение недвижимости. Разъяснения предоставляются в тридцатидневный срок. Если в ходе рассмотрения заявления будут выявлены ошибки, то они подлежат исправлению. При несоблюдении данных требований обращения рассматриваться не будут.

Рекомендуем ознакомиться:

Допущенные ошибки делятся на единичные и системные. В первом случае они относятся к цене одного объекта, во втором – к нескольким. Существуют ещё два их вида: технические (к ним относятся опечатки и ошибки в арифметических расчётах) и методологические (не соблюдены рекомендованные методы проведения оценивания). С заявлением по устранению допущенных ошибок могут обратиться субъекты данных правоотношений, чьи интересы были нарушены. Сделать они это могут после того, как Акт, утвердивший результаты, был принят, но до того момента, как будет принят Акт очередной госоценки, в том числе будет внесена в ЕГРН цена, определённая по итогам спора.

При условии, что допущенная ошибка была системной, то вне зависимости от того, что обращение единичное, она будет устранена в отношении всех объектов.

Пример:

В документах БТИ балконы МКД по адресу ул. Абрикосовая д.1 были учтены в общей жилой площади. Соответственно, на них управляющей компанией производились начисления коммунальной и жилищной услуг. Гражданин Е.П. обратился в Росреестр с просьбой решить эту проблему. До 1 января 2021 г. ошибка была бы устранена только по отношению к квартире Е.П., после указанной даты – данные изменятся по всему многоквартирному дому.

Если ошибка была исправлена, то сведения станут применяться со дня вступления в силу Акта, который утвердил ошибочно установленную оценку объекта. При этом изменение цены допускается только в сторону понижения.

Кто осуществлял оценочную деятельность до 2021 г.

До 2021 г. налог на недвижимость рассчитывался, исходя из её инвентаризационной оценки. Такая ситуация не давала возможности реально оценить ту или иную недвижимость. Так, квартира, находящаяся в старом центре города, в районе с развитой инфраструктурой, облагалась заведомо меньшим налогом, чем жилище в новостройке, но на окраине. Что касается земельных участков, то по положению бухучёта их инвентарная стоимость устанавливается исходя из расчёта понесённых расходов на приобретение и затрат на содержание. В обоих случаях цены не соответствуют рыночным.

Для создания единой базы налогообложения перед исполнительной властью РФ поставлена цель рассчитать кадастровую стоимость недвижимости  по стране. В соответствии с этой задачей в 2021 г. в регионах стало массово проводиться оценивание земель, зданий, сооружений согласно закону «Об оценочной деятельности».

Перечень объектов, которые необходимо было оценить, определялся исполнительным органом госвласти либо муниципалитетом. При его создании мнение правообладателей не учитывалось. Орган, определивший перечень, выступал заказчиком работ.

На конкурсной основе он выбирал исполнителя, к которому предъявлялся ряд требований, обязательными из которых были:

  • наличие членства в СРО;
  • страхование ответственности по причинению ущерба имуществу третьих лиц при проведении работ.

Предполагалось, что независимые оценщики качественно окажут услугу. На практике же сложилась ситуация, что установленная исполнителем стоимость в разы превышала рыночную. Это происходило по причине недостаточности сведений об исследуемом предмете, отсутствия чёткой и полной методологии проведения оценки. Нередки были случаи, когда исполнитель проводил работу, не выезжая на объект, т. к. конкурс могли выиграть оценщики, находящиеся не в том регионе, где расположена недвижимость. Контроль над деятельностью исполнителя осуществляла только СРО. Подобная ситуация привела к напряжению социальной обстановки и массовому оспариванию принятых решений.

В июле 2021 г. вступил в действие ФЗ № 360, которым были внесены изменения в ряд нормативных актов. Данный закон, по сути, наложил запрет на привлечение независимых оценщиков на временном отрезке с 2021 по 2021 гг. В этот временной промежуток будет применяться цена, принятая на 01.01 в том году, когда она стала использоваться в качестве налогооблагаемой базы, но не раньше, чем 01.01.2014 г.

Форма и порядок рассмотрения декларации

В декларацию включаются следующие сведения: данные собственника, категория земель, вид разрешённого использования, информация о пограничных участках, если для них предусмотрен особый режим эксплуатации (например, заповедник), площадь, наличие/отсутствие подъездных путей и т.д.

Документ рассматривается в течение 20 дней с момента поступления. Получив его, бюджетное учреждение в пятидневный срок информирует отправителя о принятии декларации. Предусмотрено увеличение сроков рассмотрения до 20 дней, если требуются дополнительные сведения, которые у учреждения отсутствуют. Заявитель об этом также информируется. При изучении устанавливается соответствие материалов, имеющихся в распоряжении, с предоставленными в декларации сведениями. В случае подтверждения достоверности данных, содержащихся в документе, они будут учитываться при оценочных мероприятиях. Отказ в принятии предоставленных собственником сведений должен быть мотивирован.

Оспаривание оценки

Установленная кадастровая стоимость имеет большое значение для любого владельца земли.

Это обусловлено следующими причинами:

  1. От неё будет зависеть начисляемый налог. Чем выше налогооблагаемая база, тем больше цена, которую придётся заплатить государству.
  2. Она будет учитываться при заключении договоров, например, невысокая стоимость позволит выкупить участок недорого или значительно уменьшить стоимость аренды.
  3. От неё в прямо зависимости находится имущественный налог на предприятие. В спорах с недвижимостью характерна обратная ситуация, для собственника будет более выгодной высокая цена.

В такой ситуации закон определяет два способа оспаривания кадастровой стоимости: в комиссии и суде. Правом оспаривания обладают юридические лица, органы госвласти и муниципалитеты при наличии у них земельных участков в собственности. По ранее действующему законодательству в суд, минуя комиссию, могли обратиться только физ.лица, теперь же такой порядок не исключён и для остальных участников спора.

Комиссия представлена по одному из членов:

  • уполномоченного органа субъекта РФ;
  • органа регистрации прав.

Перечисленные выше лица от общего состава комиссии занимают не более 50 %. Также в неё входит представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей. Иные граждане могут участвовать, но обязательно количество участников не должно быть менее 5 человек.

Интересантом подаётся обращение и к нему прикладываются:

  • информация из ЕГРН касательно результата, который оспаривается;
  • дубликат документа, подтверждающий право собственности на надел;
  • отчёт оценщика, когда основанием для обращения является цена, сложившаяся на рынке.

Заявление подаётся в сроки, ограниченные временным рамками между днём внесения полученного расчёта и временем подачи определённой кадастровой стоимости в ЕГРН в период, когда проводилась очередная оценка.

Выделяется два повода для того, чтобы результаты были пересмотрены:

  • использование недостоверных данных о наделе;
  • наличие отчёта с установленной рыночной ценой на тот же момент, когда была принята кадастровая.

В момент заседания комиссии приглашённые лица, осуществлявшие оценочную деятельность, дают свои пояснения. Срок рассмотрения не должен превышать 30 дней. Если члены комиссии считают, что оценка была проведена правильно, то обращение отклоняется. Отказ должен быть мотивирован.

Когда кадастровая стоимость изменилась на основании решения, принятого комиссией либо судом, эта информация станет использоваться с первого дня того года, когда подавалось заявление, однако не раньше дня передачи оспариваемых сведений в ЕГРН.

Если дело рассматривает суд, то решение комиссии во внимание не принимается.

Ещё одной новеллой является норма, которая допускает проведение кадастровой оценки в иное время, чем запланировано. Она предусматривает ежеквартальный расчёт индекса рыночной стоимости недвижимости и его отражение в фонде данных. При снижении этого показателя в регионе не меньше чем на 30% появится основание для её проведения внепланово. Расчёт, который получился при таком условии, не может быть выше содержащейся в ЕГРН цены на имущество. Эта норма начнёт действовать в 2021 г.

Период с 2021 по 2021 гг. считается переходным и распространяется на все отношения, связанные с деятельностью по оценке имущества, с вопросами неправильного установления цены недвижимости и её оспаривания. В этом временном промежутке могут использоваться оба нормативных акта. Из сказанного выше следует, что при появлении сложностей в данной области следует обращаться к квалифицированному юристу, который поможет разрешить возникшую проблему.

Кто устанавливает кадастровую стоимость

С 01.01.2017 г. нормативным актом (о государственной кадастровой оценке) обозначены изменённые правила госоценки. Субъектом РФ создаются бюджетные учреждения, которые уполномочены проводить комплекс мероприятий по оценке недвижимости.

В их обязанность входит расчёт того, сколько стоят объекты, которые:

  • до этого не были определены;
  • были учтены при внесении данных по ним в ЕГРН;
  • были изменены характеристики по количеству и качеству.

В отличие от ранее существующего порядка в отношении бюджетного учреждения установлено следующее: обязанность давать разъяснения по вопросам его оценочной деятельности

Очень важным новшеством является тот факт, что учреждение обязано в полном объёме возместить убытки, которые понёс правообладатель в связи с неправильным определением цены его собственности. В случае если у учреждения не хватает собственных средств, недостающая сумма будет выплачена субъектом Федерации. Если в порядке надзора органом регистрации прав выявляются недочёты в деятельности учреждения, то выдается предписание об их устранении.

Утверждение результатов кадастровой оценки

После составления оценщиком отчета об определении кадастровой стоимости, указанный отчет направляется на проверку в территориальный орган Росреестра. По итогам этой проверки отчет направляется на утверждение результатов в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Именно после утверждения отчета на уровне субъекта РФ и составления соответствующего акта результаты кадастровой оценки земли вступают в силу и могут использовать для целей налогообложения или расчета арендной платы за землю.           

Акт об утверждении кадастровой оценки земли размещается в открытом доступе на сайте Росреестра, а также на официальных сайтах исполнительных органов власти субъекта РФ.

Порядок оспаривания кадастровой оценки

Изменение результатов кадастровой оценки может быть проведено в случае установления факта технической ошибки в процессе работы оценщика. В этом случае оценщик повторно выполняет работы по оценке и представляет результат заказчику для внесения изменений в акт об утверждении результатов оценки земли.

Возможность судебного оспаривания результатов кадастровой оценки земли возможно в случаях, когда собственник объекта не согласен с расчетом налоговой базы, сделанной исходя из оценки земли. 

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, что в случае судебных споров кадастровая стоимость земли может быть определена судом. До 2021 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Суд принимает в качестве доказательств по делу отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Также это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

Общее количество судебных решений, вынесенных в пользу заявителей, постоянно растет. Основной причиной такого роста является развитие методов и средств независимой оценки рыночной стоимости земельных участков. Квалификация оценщиков на данном рынке услуг также постоянно повышается, что позволяет готовить аргументированные отчеты с хорошей доказательной базой.

Кто проводит кадастровую оценку земли?

Кадастровая оценка земли проводится профессиональными оценщиками, действующими на основании Федерального закона от 29 июля 2021 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

В соответствие со ст. 24.12 ФЗ-135 установлена периодичность проведения кадастровой оценки земли – не чаще чем один раз в течение трех лет (для городов федерального значения – не чаще одного раза в два года).

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Процедура кадастровой оценки земли

Для реализации государственных полномочий в сфере налогового права 1проводится кадастровая оценка земли. Эта процедура является государственной функцией и подчиняется жестко регламентированным правилам. На данный момент проведение кадастровой оценки регламентируется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, утвердившим Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Заказчиком работ для проведения кадастровой оценки земли выступают уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ. Выбор исполнителя данных услуг происходит в рамках контрактной системы размещения заказов на выполнение услуг для государственных нужд и регламентируется положениями 44-ФЗ. Процесс выбора исполнителя является открытым и публичным, результаты процедуры определения исполнителя доступны на официальном сайте госзакупок.

После выбора исполнителя оценщику передается техническое задание с указанием конкретных участков земли, в отношении которых необходимо проведение оценки.

Порядок выполнения мероприятий для определения кадастровой стоимости земли осуществляется в рамках Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом МЭР от 22.10.2010 года № 508. Чтобы провести кадастровую оценку определенного объекта требуется, чтобы сведения о данном объекте были внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Для проведения работ по кадастровой оценке конкретного земельного участка оценщик обязан руководствоваться основными методами оценки (доходный, сравнительный, затратный). Выбор одного из методов является правом оценщика, однако требует обязательного обоснования в итоговом документе о проведении оценки.

Оценщик обязан доказать обоснованность выбора методологии оценки исходя из вида пользования или назначения, которые соответствуют оцениваемому объекту, а также с учетом полноты и достоверности данных, полученных на рынке сделок с земельными участками.

В случае, если оценщик не указал обоснование выбора метода оценки, итоговый результат выполненных работ не может быть принят заказчиком.

Из трех указанных методов предпочтение отдается сравнительному подходу, так как он позволяет учесть текущее состояние рынка сделок и предложений в зависимости от территориальных условий расположения оцениваемого участка. В сравнительном подходе имеется возможность дать оценку кадастровой стоимости земли, максимально приближенную к реальным условиям региона проведения исследования.

В случае, когда проводится оценка группы объектов (земельных участков), оценщик может использовать массовый подход к оценке, который позволяет группировать объекты исходя из наличия похожих характеристик.

Процедура проведения кадастровой оценки начинается с заключения договора с заказчиком, определяющего техническое задание на проводимые работы. В рамках исполнения данного договора оценщик обязан провести полный анализ информации на территориальном рынке объектов, схожих с оцениваемым, собрать данные об основных значениях и факторах, влияющих на определение стоимости земельных участков.

Ценообразующие факторы подбираются с учетом характеристик, соответствующих конкретному объекту, подлежащему оценке, и должны соответствовать методу и модели, который оценщик выбрал для работы.

После выбора модели и способов оценки, проводится расчет кадастровой стоимости земельного участка, результаты которого оформляются в итоговом документе – отчете об определении кадастровой стоимости объекта.

Как проводится

Процедура начинается после вынесения решения о проведении оценки.

Проводится в несколько этапов:

  1. Формируется перечень объектов, нуждающихся в кадастровой оценке.
  2. Отбирается независимый оценщик и заключается договор.
  3. Производится кадастровая оценка.
  4. Составляется отчет, проект которого должен быть предварительно представлен для его изучения.
  5. Производится экспертиза отчета.
  6. Утверждаются результаты работы оценщиков.
  7. Результаты вводятся в Единый реестр недвижимости.

Этой процедуре предшествует подготовительный этап, в ходе которого:

  1. Производится сбор сведений о климатических, экологических и гидрографических особенностях зоны.
  2. Устанавливаются зоны по генплану, если оцениваются городские объекты.
  3. Участки классифицируются по землепользователям и праву собственности.
  4. Производится классификация по функциональному назначению, градостроительной ценности, виду использования (жилая, общественно-деловая или производственная зоны).
  5. Оценивается текущее использование, прогнозируется направление оценочных зон.
  6. Устанавливаются типичные участки, оценочные зоны, исходя из данных рынка.

Нормативная база

Условия и регламент проведения кадастровой оценки регулируется положениями Земельного кодекса РФ и следующими федеральными законами:

  • «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 N 237-ФЗ
  • «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 N 221-ФЗ
  • «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ
  • «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ

При оценивании требуется опираться на следующие приказы Минэкономразвития РФ:

  • Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (ред. от 11.01.2011) «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов»
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (ред. от 17.11.2011) «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка»
  • Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358 (ред. от 12.05.2017) «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»
  • Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 N 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения»

Постановления Правительства РФ, применяемые при проведении оценки:

  • Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (ред. от 30.06.2010) «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель»
  • Постановление Правительства РФ от 25 августа 2021 г. N 945 «О государственной кадастровой оценке земель»

Необходимо придерживаться законодательно утвержденных Федеральных стандартов оценки:

  • «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)»
  • «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)»
  • «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)»
  • «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)»

Описание государственной процедуры

Кадастровой оценкой называют перечень действий технического и административного характера для установления кадастровой стоимости объектов на конкретную дату.

Она проводится с применением специальных методик с учетом информации о сделках на рынке, уровня арендной платы, доходности участков.

Оценщик производит изучение и прогноз рентообразования в зависимости от расположения и качества земли. При расчете требуется учесть внесенные улучшения, уровень транспортной и социальной инфраструктуры, обустроенность.

Эксперт вправе использовать информацию из различных кадастров, жилищно-строительные нормативы: коэффициенты, разработанные БТИ, органами власти, земельными и архитектурными комитетами.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется в зависимости от территориального положения, площади, категории и разрешенного использования участка.

В границах города – это одновременное установление стоимости объектов в массовом порядке, которая состоит из:

  • сбора информации;
  • разделения города на зоны;
  • исчисления стоимости оценивания;
  • ценового зонирования города;
  • фиксирования итогов оценки.

Результатом является установление стоимости участка согласно оценочной зоны или размера типичного участка, аналогичного цене на подобные участки на рынке недвижимости.

Официальное установление стоимости и фиксирование в Реестре позволяет решить несколько проблем одновременно:

  • Государство создает единую систему налогообложения земельных владений государства и частных лиц, что позволяет оптимизировать систему исчисления и учета налогов, наполнение бюджета и прогнозирование будущих объемов налоговых поступлений.
  • Региональные власти получают возможность рационально использовать и управлять участками земли, распределять недвижимость, выдавать разрешения на строительство.
  • Отдельные владельцы недвижимости получают возможность рассчитывать на справедливое начисление налогов, проводить операции с недвижимостью, делать инвестиции.

Кадастровая стоимость обычно стремится к уровню рыночной, при ее проведении учитываются почти все факторы, имеющие важное значение при рыночном оценивании, но она не может превышать рыночную.

Оспаривание

При несогласии со стоимостью проведенной оценки владелец участка вправе провести ее оспаривание.

Для начала можно обратиться в отделение Госреестра по месту нахождения объекта с соответствующим заявлением.

При этой организации действует комиссия по разрешению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Ответ может быть получен в течение 30 дней.

Практика такова, что данная комиссия крайне редко принимает решение в пользу заявителя, поэтому можно сразу обращаться в суд.

При получении отказа пересмотреть стоимость объекта следует написать исковое заявление в суд. Ответчиками по делу становятся управления кадастра.

Установленная кадастровая стоимость не всегда выражает стандартную усредненную стоимость земли или квартиры. Каждый случай индивидуален и имеет свои особенности.

В кадастровой стоимости обычно учитывается все, что находится вне объекта: на ее размер оказывает воздействие город, район, инфраструктура.

Сроки проведения

Итоги оценки заносятся в единый Госреестр после их утверждения местной администрацией.

Результаты размещаются на сайте Росреестра и в печати.

Они действуют не менее 5 лет до последующей кадастровой оценки, которая производится 1 раз в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет.

В этом промежутке размер кадастровой стоимости остается неизменным.

До окончания 5-летнего периода стоимость может быть изменена только при необходимости:

  • изменить площадь или границы участка;
  • изменить вид предназначения;
  • перевести в другую категорию;
  • исправить обнаруженные ошибки в документации, использованной при проведении оценки.

Может в этот период измениться и стоимость объекта на рынке по причине изменения конъюнктуры, что приводит к снижению кадастровой стоимости.

Кроме того, могут измениться объективные характеристики участка в результате природных факторов, например, наводнений, землетрясений, обвалов, прокладки дорог.

Кадастровая стоимость может быть изменена по заявлению владельца путем обращения в местное управление Росреестра или в судебном порядке.

Новая стоимость считается вступившей в силу с момента внесения сведений в ГКН и Единый Госреестр прав на недвижимое имущество.

Методика

Для кадастровой оценки земельных участков эксперты используют множество методик, которые основаны на трех основных подходах к оцениванию: затратному, сравнительному и доходному.

Затратный подход

Используется при оценке уникальных объектов, которые невозможно сравнить с другими объектами недвижимости ввиду отсутствия таковых, либо этот земельный участок не пользуется покупательским спросом.

Определяется себестоимость участка.

Учитывается строительная специфика, износ, цена участка при наиболее эффективном способе использования.

Сравнительный

Заключается в оценке типовых объектов, у которых много аналогов для сравнения, доступно много информации о рыночной стоимости таких объектов.

Несмотря на простоту и высокую корректность, этот поход учитывает только текущее состояние рынка, со временем это состояние меняется.

На таком подходе основываются методы:

  1. Сравнения продаж, для оценки застроенных или незастроенных участков с учетом цен при продаже и предложений аналогичных участков.
  2. Выделения, для оценки застроенных участков, при котором объединены метод сравнения и элементы затратного подхода. Учитывается информация о ценах по сделкам с едиными аналогичными объектами и возможность наиболее эффективного применения с учетом произведенных улучшений.
  3. Распределения, для застроенных участков. Производится сбор информации по ценам на единые объекты, аналогичные данному, с учетом доли участка в рыночной стоимости единого объекта и возможности эффективного использования согласно проведенных улучшений.
  4. Предполагаемого использования, для определения возможности использования участка для получения дохода.
  5. Капитализации ренты, рассматривает возможность получения дохода от застроенного или незастроенного участка с учетом коэффициента капитализации и рыночной стоимости.
  6. Остатка, рассматривается возможность улучшения за счет застройки участка для получения доходов.

Доходный

Предпочтителен при планировании дохода от коммерческой эксплуатации, определяется как ожидаемый доход. Сумма определяется на основе изучения ранее полученных доходов.

Используются основы финансовой математики, капитализации и дисконтирования:

  • с учетом рисков вложения капиталов;
  • с умением прогнозировать движение денежных потоков;
  • анализировать информацию данного сегмента рынка;
  • предвидеть возможные изменения стоимости объекта под воздействием внешних факторов.

Это наиболее достоверный и информационно обеспеченный метод для объектов бизнеса.

Особенности оценивания земель разного назначения

Оценка земель разного назначения основывается на сравнительном методе, то есть на сравнении информации о динамике изменения цен, любых других сведений об участках, с применением разных методик.

Земли обычно относятся к городскому или сельскому поселениям, огородническому, садоводческому или дачному обществам.

Если участок сельскохозяйственного назначения располагается за границей городских и сельских поселений, то применяется доходный метод, то есть определяется уровень капитализации рентного дохода. Определяются плодородие почвы, место расположения, технологические свойства.

Если земля относится к другим категориям, располагается вне сельских и городских поселений, то используют затратную или доходную методику:

  • определение капитализации расчетного рентного дохода;
  • учет расходов на рост, поддержание или сохранение ценности природного потенциала данных земель.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: